Мосси, Джованни
1680 - 1742
Назад
Mossi, Giovanni

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Мосси — итальянский композитор и скрипач, представитель римской музыкальной школы начала XVIII века. На титульных листах его первых пяти сборников он упоминается как «римлянин», что подтверждается сведениями о его семье. Отец, Бартоломео, и брат Джузеппе были альтистами, а Гаэтано Мосси служил тенором в папской капелле. Именно Бартоломео, по всей видимости, ввёл Джованни в музыкальные круги Рима, где тот с 1694 года выступал как скрипач.
Творческую деятельность Мосси можно условно разделить на три периода. До 1715 года он регулярно играл в частных капеллах кардиналов и князей, а также в церковных музыкальных капеллах. Второй период (1716–1733) ознаменован активным сочинительством: за 15 лет в Амстердаме он опубликовал все свои произведения — три сборника сонат и три сборника концертов. В последние годы жизни (1733–1742) он прекратил сочинять и постепенно сократил свою профессиональную деятельность.
Единственной его устойчивой должностью, насколько известно, было место виртуоза при дворе Бальдассаре Одескальки, герцога Браччано. Точная продолжительность службы не установлена: в документах 1711 года Мосси значится в этом качестве, но уже в 1716 году в его первом опусе не было упоминания о герцоге. Среди его покровителей также упоминаются кардинал Вольфганг Ганнибал Шраттенбах, принцесса Виттория Альтьери Палла-вичини и кардинал Пьетро Оттобони, которым он посвятил опусы 1, 4 и 6 соответственно.
Композиторское наследие Мосси полностью отражает его карьеру скрипача. Он писал сольные сонаты и оркестровые концерты. Всего известно 36 скрипичных сонат с бассо континуо, половина из которых относится к жанру da chiesa (церковные сонаты, op.1 №1–6 и op.5), а остальные — da camera (камерные).
Его 26 концертов (op.2, 3 и 4) почти все состоят из трёх или четырёх частей, где медленные и быстрые движения чередуются. В них он сохранял римскую традицию написания четырёх партий скрипок — двух солирующих и двух «di concerto grosso», но при этом ведущую роль обычно отдавал первой скрипке. Особенно примечателен концерт №12 из op.4, где оркестр расширен до четырёх обязательных скрипичных партий, уравновешенных аккомпанирующей группой такого же состава.
Ещё при жизни Мосси его имя стали связывать с именем Арканджело Корелли. Хотя достоверных документов, подтверждающих его ученичество у Корелли, нет, несомненно, что они были знакомы. Влияние Корелли заметно в сочинениях Мосси, но при этом композитор нередко делал самостоятельные выборы, особенно в концертах, где его стиль сближался с манерой Джузеппе Валентини.
(все изданы в Амстердаме)
Дополнительно:
Ноты сочинений Джованни Мосси на сайте библиотеки IMSLP