Мосс, Джон
.... - 1684
Назад
Moss, John

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джон Мосс — английский композитор, исполнитель на басовой виоле и музыкальный педагог. В документах он упоминается в Лондоне в 1662–1684 годах. Возможно, именно он пытался получить место в составе викариев хора собора Святого Павла в 1660–1661 годах, когда хор был восстановлен после гражданской войны. В прошении он указывал, что получил вокальное и инструментальное образование в хоре собора города Уэлс и зарабатывал на жизнь преподаванием музыки в Лондоне во время «последних смут».
В 1662 году он несколько раз не явился по повестке в Корпорацию музыкантов Вестминстера и был оштрафован на 3 фунта за неуважение к суду. В 1669 году его арестовали за преподавание музыки без лицензии, но позднее он исправил ситуацию: в июле 1679 года стал помощником Корпорации.
С 1675 по 1676 годы Мосс преподавал в школе Christ's Hospital, но не смог продолжить службу, так как был женат (что исключало его из числа преподавателей). По рекомендации лорда главного судьи Норта в 1678 году он был принят в придворный оркестр короля (King's Private Musick) на место умершего Джона Дженкинса. Однако в 1685 году, когда при Якове II придворная музыка была реорганизована, Мосс не был переназначен.
Существует вероятность, что именно он занимал также должности органиста в лондонских приходах: в церкви St Mary Woolnoth (?1678–1706) и в St Dunstan-in-the-East (1683–1696), а также в компании приходских клерков (до 1684–1707). Однако достоверно установить, что это один и тот же человек, пока невозможно.
По свидетельству Джона Плейфорда, игра на басовом виоле «lyra way» («лировым способом») была «значительно усовершенствована благодаря прекрасным изобретениям и мастерству» Мосса и других музыкантов.
Главным вкладом Мосса стало пособие "Musick's Recreation. Lessons for the Base-Viol" (Музыкальное развлечение. Уроки для бас-виолы), изданное в Лондоне в 1671 году. В нём содержатся 26 сюит, напечатанных в табулатуре для игры «лировым способом» с сопровождением инструмента, исполняющего thoroughbass (базовый аккомпанемент). Эти сюиты были задуманы как учебные пьесы, упорядоченные так, чтобы провести ученика через все обычно употребляемые тональности.
В предисловии к этому сборнику, обращённом «к нынешним и бывшим ученикам», Мосс подчёркивал, что музыка не слишком трудна, и отмечал, что «самые распространённые инструменты, такие как скрипка и гитара, имеют куда более сложные зажимы струн, чем те, что я здесь использовал».
Почти все его сюиты, включая сочинение для клавесина в антологии "Melothesia" (Мелотезия), состоят из четырёх частей: Almain (Аллеманда), Corant (Куранта), Saraband (Сарабанда) и Jig-almain (Жига-аллеманда, разновидность жиги в медленном четырёхдольном размере).
Для басовой виолы
Для клавесина
Вокальные произведения