Мортеллари, Микеле
1750 - 1807
Назад

Микеле Мортеллари (Michele Mortellari) - итальянский композитор
- Родился около 1750 года - Палермо.
- Умер 27 марта 1807 г. - Лондон.
Он переехал из Сицилии в Неаполь, чтобы учиться у Пиччини. Его карьера оперного композитора началась во Флоренции и была сосредоточена на севере Италии, пока в 1785 году он не переехал в Лондон. Большинство театров нанимали его для написания серьезных опер, но в течение десяти лет, начиная с 1775 года, когда он поставил "Любовную комедию", несколько венецианских театров заказали ему комические оперы. Обычно они начинаются вступительным аккордом ансамбля, каждый акт заканчивается финалом, а между ариями иногда звучит дуэт, трио, квартет или квинтет. "Благотворительная опера" необычна своими многочисленными волшебными сменами сцен. Ни одна из его комических опер не имела полного успеха, но три серьезные - "Медонте" (Арсаче), "Армида" и "Антигона" - были поставлены в других городах дважды подряд. В 1785 году Мортеллари было предложено сочинить новую версию "Армиды" для Флоренции ("Армида аббандоната") в период интенсивной оперной деятельности, поощряемой эрцгерцогом Леопольдом; эта версия была повторена в Лондоне в 1786 году. Две успешные зрелищные оперы Мортеллари, "Армида" и "Антигона", возможно, принесли ему заказ на написание "Трои зла" для открытия театра Ла Скала в 1778 году. Одна из самых радикальных опер Верази, "Троя зла", открывается программной симфонией с участием хора и ужасающего призрака. Акт 1 завершается финалом, охватывающим четыре сцены, а акт 3 представляет собой грандиозную сцену с участием солистов, ансамблей, хора и пантомимы, изображающей ужас, смерть и разрушение, когда греки захватывают Трою. Для следующего карнавала он написал новую постановку "Лучио Силла" Де Гамерры для Турина, еще одного театра, который проявляет большой интерес к зрелищам. В 1784 году он вернулся в Милан, чтобы поставить новаторское либретто Моретти "Семирамида", первую в череде опер, основанных на "Семирамиде" Вольтера. В 1785 году Мортеллари поселился в Лондоне, где сочинял музыку и преподавал пение; говорят, что Элизабет Биллингтон училась у него в 1786 году во время своего первого сезона в Ковент-Гардене. В том же сезоне некоторые из его арий были включены в оперу "Пастиччо Дидоне", а опера "Армида" была поставлена в Королевском театре. Его кантата "Венера и Адон" была впервые исполнена в зале на Ганновер-сквер 8 мая 1787 года. Хотя Мортеллари жил в Англии, в конце 1790-х годов он побывал в Италии и России: его "Анжелика" (1796, Падуя) открывается сценой "Буря и высадка", которая отсылает к "Ифигении в Тавриде" (1764) Майо и "заимствованиям для Парижа" Глюка (1779); также есть множество ансамблей и постановок. здесь представлены обширные финалы, типичные для оперы конца 1790-х годов. Поездка в Россию в 1798 году не принесла успеха Павлу I, только что взошедшему на престол, но Мортеллари несколько месяцев служил графу Шереметьеву, прежде чем объявить о своем отъезде в июне 1799 года. Берни, услышавший "Армиду" Мортеллари в Лондоне, охарактеризовал его певческий вкус как "самый утонченный", а музыку - как “менее смелую, нервную и энергичную, чем элегантную, грациозную и приятную”. Мортеллари был прежде всего мелодистом, проявлявшим большой интерес к оркестровым эффектам, которых он достигал за счет контрастных сил, текстурного сгущения и быстрого формирования фигур. Он широко использовал духовые инструменты, особенно в вокальных цезурах и ритурнелях, и часто писал для сольных инструментов. Его программные оркестровки хорошо звучат в финалах, а его оперы в целом демонстрируют тщательное тональное планирование.
Ноты сочинений Микеле Мортеллари на сайте библиотеки IMSLP