Моро да Виадана, Джакомо
1581 - 1610

Назад

Moro da Viadana, Giacomo

  • Дата рождения: около 1581
  • Место рождения: Виадана, близ Мантуи, Италия
  • Дата смерти: около 1610
  • Место смерти: неизвестно, Италия

Биография

Джакомо Моро да Виадана — итальянский композитор. Возможно, он был монахом ордена сервитов. Согласно титульным листам его изданий, он работал в Виадане в 1581 году, в Болонье в 1599 году и в Фивиццано, близ Каррары, в 1604 году.

Его первые два сборника были светскими — канцонеты и мадригалы. Затем он издал два собрания для литургических обрядов: вечерни и службу за упокой. Однако наибольшую известность ему принесли сборники "Concerti ecclesiastici" (Церковные концерты), опубликованные после начала XVII века. В них он, следуя примеру своего земляка и коллеги Лодовико Гросси да Виадана, экспериментировал с новым концертанте-стилем для малого числа голосов с обязательным basso continuo.

Особенно примечателен его сборник 1604 года: это практическое руководство, куда вошли "Magnificat" (Величит душа моя Господа), музыка для комплетория, месса на тему Джованни Габриели "Lieto godea" (Радостно наслаждалась), "Litania della Santa Casa di Loreto" (Литания Святого Дома в Лорето), а также мотеты для двойного хора. Кроме того, там есть и более современные по стилю сочинения для одного — четырёх голосов с органом (включая ещё один "Magnificat" для двух голосов), а также две четырёхголосные инструментальные канцоны.

Творчество

Моро да Виадана сочинял как светскую, так и духовную музыку. Его ранние произведения отражают традицию мадригалов и канцонет, тогда как поздние показывают стремление к обновлению церковного репертуара. Особое значение имеют его "Concerti ecclesiastici", которые демонстрируют переходный этап от ренессансного многоголосия к барочной концертной манере.

Произведения

Все опубликованы в Венеции, кроме антологий:

  • "Canzonette alla napoletana primo libro" (Неаполитанские канцонеты, первая книга), для 3 голосов, с одним диалогом и двумя канцонетами для 4 голосов (1581)
  • "Gli encomi musicali" (Музыкальные похвалы), для 4–5 голосов (1585)
  • "Psalmi ad vespertinas omnium solemnitatum horas, Beataeque Virginis canticum" (Псалмы для вечерни всех праздников и песнь Пресвятой Девы), для 5 голосов (1595)
  • "Officium et missa defunctorum" (Оффиций и месса за упокой), для 8 голосов (1599)
  • "Concerti ecclesiastici … si contengono mottetti, Magnificat, e falsibordoni" (Церковные концерты … содержащие мотеты, Magnificat и фальсибордоны), для 1–8 голосов, некоторые для голосов и инструментов; включает "Compieta" (Комплеторий) для 8 голосов с антифонами Девы Марии, мессу для 8 голосов, "Litanie che si cantano nella Santa Casa di Loreto" (Литании, которые поются в Святом Доме в Лорето) для 8 голосов, инструментальные канцоны для 4 голосов с basso continuo, оп. 8 (1604; переработанное издание 1613, для 1–4 голосов с basso continuo)
  • "Secondo libro de concerti" (Вторая книга концертов), для 1–4 голосов с basso continuo для органа, оп. 9 (1607)
  • "Libro terzo de’ concerti ecclesiastici" (Третья книга церковных концертов), содержащая мотеты и "Magnificat", для 1–4 голосов, а также некоторые канцонеты во французском стиле для 3–4 голосов с basso continuo, оп. 10 (1607)
  • "Quarto libro de’ concerti ecclesiastici" (Четвёртая книга церковных концертов), для 1–4 голосов с basso continuo (1610)
  • "Sacrarum cantionum" (Священные песни), упомянуты Эйтнером
  • 19 мотетов, опубликованных в различных антологиях (1616–1638)
  • 1 мадригал в сборнике 1588 года

Ноты сочинений Джакомо Моро да Виаданы на сайте библиотеки IMSLP