Морли, Томас
1557 - 1602

Назад

Томас Морли (Thomas Morley) - английский композитор, редактор, теоретик и органист

  • Родился в 1557 или 1558 году - Норвич.
  • Умер в начале октября 1602 года - Лондон.

Он был самой влиятельной фигурой, как писатель, редактор и композитор, в елизаветинской моде на итальянский мадригал, которая достигла своего пика в течение восьми лет, когда его произведения впервые появились в печати (1593-1601). Хотя вкус к мадригальской музыке в Англии проявлялся гораздо дольше, именно Морли, по-видимому, был главным ответственным за прививку итальянского сорта к местной разновидности и начало удивительно короткого, но яркого расцвета мадригала, который представляет собой один из самых ярких эпизодов в истории музыки. Английской музыки.

Примечание "Томас Морли умер 19 апреля 1576 года", приложенное Джоном Сэдлером к одной из частей его книги “Домине, не являющийся возвышенным для меня”, является единственной записью о дате рождения Морли. По словам Уоткинса Шоу, его отцом был норвичский пивовар по имени Фрэнсис Морли, который, возможно, также был служкой в соборе между 1562 и 1566 годами. Разумно предположить, что Томас был там певчим, но первой сохранившейся записью, связывающей его с собором, является патент на возвращение от декана и капитула, датированный 16 сентября 1574 года, в котором ему обещалась должность мастера хористов (включая обязанности органиста), когда она была освобождена по решению его руководства. В разное время, до и после этого, эта должность была обещана другим, в том числе писателю Томасу Тассеру и сыну Эдмунда Инглотта Уильяму. Но когда Инглотт умер в начале 1583 года, его преемником действительно стал Морли. Однако ранние годы жизни Морли не могли пройти в Восточной Англии. Когда в 1597 году он решил опубликовать простое введение в практическую музыку, он посвятил его Берду, которого называл своим учителем. Мы не можем знать, когда и как долго Морли учился у Берда: Шоу предположил, что примерно с 1572 по 1574 год, между тем временем, когда у него сломался голос, и упомянутым выше возвращением гранта, и сослался на специальную выплату, произведенную "домино Морли" в 1575-1576 годах, в качестве доказательства того, что в то время он проживал в Норвиче, возможно, в качестве мирянина в соборе. Каким бы долгим или коротким ни был этот период обучения, он, тем не менее, сформировал у него первоначальные привычки музыкального мышления. Наиболее ярко это проявляется в его латинских песнопениях и англиканской церковной музыке, а также в относительно небольшом количестве сохранившейся инструментальной музыки, но они также влияют на его восприятие итальянской идиомы несколькими интересными способами. В мае 1587 года дом и покои Морли в Норвиче были сданы в аренду некоему Томасу Брауну, и последний платеж ему как органисту кафедрального собора был произведен в июле того же года. Следующие достоверные сведения о нем гласят, что он окончил магистратуру в Оксфорде 8 июля 1588 года и что его сын Томас был похоронен 14 февраля 1589 года в Сент-Джайлсе, Крипплгейт, Лондон. В приходской книге Морли указан как “органист”. Тот факт, что он был таким в соборе Святого Павла, проясняется ссылкой в печатном тексте "Элветхемских развлечений" (1591), во время которых королева "дала новое название одному из своих паванов, сделанному давным-давно мастером Томасом Морли, тогдашним органистом церкви Пола". Должно быть, еще до своего перехода в собор Святого Павла Морли начал более полно усваивать итальянскую манеру, которую он так энергично пропагандировал в течение следующего десятилетия, и, возможно, подражать ей. Возможно, его вдохновило присутствие в Торп-бай-Норвиче сквайра с музыкальным образованием Эдварда Пастона, который владел значительной коллекцией книг и нот. Сохранилось много его рукописных сборников, некоторые из которых посвящены исключительно итальянским мадригалам. Связь между этими двумя людьми не совсем фантастична, поскольку в письме от 3 августа 1587 года к 4-му графу Ратленду, родственнику по браку, Пастон рекомендовал в качестве кого-то, кто мог бы обучить его дочерей, безымянного носителя, который, как он писал, "был помещен в Норвичский университет и по моему настоянию"., он покинул свой Рим, чтобы приехать к вашему Л.". Дата, указанная сразу после последнего платежа Морли из Норвича, и формулировка очень убедительно свидетельствуют о том, что данное лицо ("например, по моему мнению, ваш Л. вряд ли у него получится что-то подобное") был не обычным органистом приходской церкви, а самим Морли, который, возможно, провел с семьей около года, прежде чем поступить в собор Святого Павла. Другой причиной дружбы Морли с Пастоном и, как указывал Шоу, его желания покинуть пуританское заведение в Норвиче, возможно, были его католические убеждения. Об этом стало известно из переписки между печально известным Чарльзом Пейджетом, католическим интриганом и двойным агентом, и Томасом Феллиппесом, секретарем сэра Фрэнсиса Уолсингема. В письме из Нидерландов от 3 октября 1591 года Пейджет указал не только на то, что Морли (как и Альфонсо Феррабоско) был нанят правительством в качестве шпиона, но и на то, что у католиков были некоторые основания доверять ему как истинно верующему, "примирившемуся" (т.е. вновь обратившемуся) в римскую веру, церковь. Этот отрывок гласит следующее: Это тот самый Морли, который играет на органе в poules, который был со мной в моем доме. Здесь он показался мне добрым католиком и был вновь принят в церковь, но, не подозревая о его поведении, я наткнулся на письма, которые мистер Ноуэлл (возможно, настоятель собора Святого Павла или Генри Ноуэлл, придворный, элегией которого завершаются канцоны 1597 года) писал ему, и из которых я узнал, что его можно повесить. Тем не менее, когда он со слезами на глазах раскаялся и на коленях попросил прощения, я был рад отпустить его. Я здесь с тех пор, как он приехал сюда, он играет роль покровителя и задерживает католиков. Черновик ответа Феллиппеса подтверждает деятельность Морли: “Это правда, что Морли, поющий человек, занимается такого рода служением... и подвергает себя опасности”. 24 июля 1592 года Морли был приведен к присяге в качестве джентльмена Королевской капеллы. Это назначение, последовавшее сразу за вышеупомянутыми событиями, может быть истолковано как награда за политические заслуги, а также как признание музыкальных достижений. В ноябре того же года в чековой книжке записано о его повышении с должности писца до Евангелиста. В 1593 году появилась первая из 11 публикаций, на которых зиждется последующая репутация Морли. В этот последний и наиболее плодотворный период своей жизни, по крайней мере, с 1596 года, он жил в приходе Святой Елены в Бишопсгейте. Посвящение канцонетов 1595 года леди Периам наводит на мысль, что в это время Морли, возможно, снова женился. Содержимое было “предназначено моей женой (еще до того, как они появились на свет) для служения вашей светлости... поскольку я не мог, как прежде, служить вам”. В приходских книгах она указана как Сюзан, в которой записано о рождении дочери Фраунси (19 августа 1596 года), которая была похоронена 9 февраля 1599 года, сына Кристофера (26 июня 1599 года) и дочери Анны (28 июля 1600 года). В первой из этих записей Морли описан как "музыкант", в других - как "джентльмен". Статус, которого он, по-видимому, достиг, когда его имущество было оценено в 5 фунтов стерлингов в документах о выплате субсидий, датированных 1598 и 1600 годами, - сумма, указывающая на справедливый уровень жизни, процветание среднего класса. Шекспир, живший в том же приходе, получил аналогичную оценку в документе 1598 года. Возможность связи между этими двумя мужчинами была предметом многочисленных спекуляций. Все, что известно наверняка, - это то, что Морли написал лирическую пьесу Шекспира "Это был любовник и его девушка", которая была опубликована в Первой книге Айриса (1600). Так или иначе, нет никаких доказательств того, что эта постановка была использована при постановке фильма "Как вам это нравится". И, несмотря на многочисленные изобретательные попытки связать текст из "Двенадцатой ночи" с мелодией из первой книги "Уроков супружеской верности" (1599), "О госпожа моя, где ты бродишь?" не вписывается в популярную песню, которая, как следует из "Списка Томкинса" (в переводе с англ.1122) дает удобное объяснение и называется “О госпожа моя, я должен”. В последующие годы Морли активно занимался типографией и издательским делом. Монополия на издание музыкальных произведений, которой владел Берд, истекла в 1596 году. В письме от 23 июля 1598 года к сэру Роберту Сесилу Морли ходатайствовал о том, чтобы новая монополия, за получение которой он был готов предложить половину выручки Кристоферу Хейборну, брату Фердинандо, распространялась “на всю, абсолютно любую музыку”. Похоже, что он не обращал внимания на такие второстепенные вещи, как разлинованный лист бумаги ("это будет стоить немного") или даже сборники ("щедрая награда, которую вы оказали мне (за посвящение баллетов 1595 года), была для меня дороже любой книги"), но о прибыльном бизнесе, связанном с метрическими книгами псалмов. Он получил патент 28 сентября 1598 года и, соответственно, договорился о том, чтобы первые публикации, выпущенные под его руководством, включали в себя метрическую псалтирь с музыкой Ричарда Эллисона (и выдержкой из патента, занимающей видное место среди предварительных материалов) и карманную псалтирь, выпущенную Барли, которая мало чем отличалась от псалтири Томаса Иста (1592), за исключением нескольких новых настроек, в том числе четырех, созданных самим Морли. Компания канцелярских товаров, в которой патент был зарегистрирован 6 октября 1598 года, сама владела патентом на псалтырь, выданным Джону Дэю, и между составителем и печатником завязалась тяжба, в которой даже епископ Лондонский не смог выступить арбитром. Но Палата общин рассмотрела этот вопрос в целом и в 1600 году постановила, что после истечения срока действия патента Морли дальнейшая монополия на музыку предоставляться не будет. Некоторая информация о действии патента появилась из судебного процесса по поводу публикации Второй книги песен Доуленда (1600) Томасом Истом, которому 19 мая 1600 года Морли передал права по патенту сроком на три года. Издатель Истленд заплатил Морли и Хейборну 40 фунтов стерлингов до начала печати, а потом ему пришлось искать еще 9 фунтов 10 шиллингов, что почти равнялось общей стоимости труда Иста.

7 октября 1602 года Джордж Вудсон был приведен к присяге в качестве джентльмена Королевской часовни “в комнате Томаса Морли”. Некоторые авторы предполагают, что Морли ушел из церкви в это время из-за усиливающегося ухудшения состояния здоровья, о чем он упоминает во введении к "Плену и Изи" (1597) и снова в предисловии к Первой книге об Айресе (1600). Появление его имени на титульном листе Третьей и последней книги песен Доуленда (1603) и переиздание канцонетов 1593 года в 1606 году с "некоторыми песнями, добавленными автором" были приняты в качестве подтверждения вывода о том, что он умер несколько позже, до 1608 года, когда Уилкс включил в нее несколько песен. В своей книге "Воспоминания о моем друге М. Томасе Морли" он пишет, что смерть лишила меня моего самого дорогого друга. Тем не менее, нет никаких указаний на то, что кто-либо еще покидал Королевскую часовню таким образом, поскольку должности там занимали (часто задолго до того, как можно было ожидать, что их обитатель будет служить с пользой) пожизненно; а упоминания в 1603 и 1606 годах вводят в заблуждение, поскольку первое из них является результатом трех предыдущих.- годовой контракт с Истом, вторая копия с титульного листа издания 1602 года. Вопрос, скорее всего, был решен благодаря обнаружению в ходе исследования этой записи в Книге актов Лондонского архидиаконского суда административных писем, датированных 11 октября 1602 года и адресованных Сюзанне Морли. Приход назван в честь Сент-Эндрюса в Холборне, а не Сент-Хелен в Бишопсгейте, и в городских архивах того времени есть много других Томасов Морли; но имя вдовы и близость даты к дате, указанной в описании Королевской часовни, кажутся не просто совпадениями, и в отсутствие других доказательств разумно предположить, что музыкант умер в начале октября 1602 года.

Ноты сочинений Томаса Морли на сайте библиотеки IMSLP