Мориц, Ландграф Гессенский
1572 - 1632

Назад

Ландграф Гессенский Мориц (Landgrave von Hesse Moritz) - немецкий меценат и композитор

  • Родился 25 мая 1572 г. - Кассель.
  • Умер 15 марта 1632 г. - Эшвеге.

Он сменил своего отца на посту ландграфа Гессена в 1592 году и правил до 1627 года, когда под давлением Тридцатилетней войны отрекся от престола в пользу своего сына и удалился в Эшвеге. Он поощрял исключительно бурную музыкальную жизнь при своем дворе и сам с 1586 года изучал вокальную и инструментальную музыку у Георга Отто, придворного композитора и капельмейстера. Мориц также поощрял театральное искусство, и "Оттонеум", построенный в 1605 году и названный в честь Оттона, стал самым ранним придворным театром в Германии. Его покровительство не только музыке и театру, но и другим отраслям искусства и образования принесло ему титул "Мориц дер Гелехрте", а Фонд ландграфа Морица, важное музыковедческое учреждение, основанное в Касселе в 1955 году, названо в его честь. В 1598 году он основал Маврикийский колледж, школу для сыновей придворной аристократии и мальчиков из церковного хора, среди которых Генрих Шютц был самым известным. Мориц был первым, кто поддержал таланты Шютца: он профинансировал его первый визит в Италию в 1609 году, а по возвращении в 1613 году назначил его придворным органистом. Неохотно, но благосклонно он позволил ему перейти в избирательный суд Дрездена в 1615 году и подарил ему медальон и другие подарки; в 1619 году он безуспешно пытался убедить его вернуться в качестве капельмейстера после смерти Отто. При Морице число придворных музыкантов значительно возросло; по случаю крещения его сына в 1600 году среди исполнителей было 36 музыкантов-инструменталистов, в том числе музыканты, набранные из соседних дворов. Его интерес к междисциплинарным исследованиям распространялся на алхимию и философские исследования, связанные как с наукой, так и с изобразительным искусством. Он нанял Михаэля Мэйра (алхимика и бывшего врача императора Рудольфа II), который посвятил ландграфу свою пьесу "Беглецы из аталанты" (1617), сочетающую музыку с алхимической иконографией в 50 фугах для 3 голосов. Библиотека Морица содержала концертные произведения того времени Джона Габриэля, Шютца и других композиторов, что позволяет предположить, что при дворе исполнялась современная музыка, а Ханс Лео Хасслер, Джон Доуленд, Кристофер Демантиус и Алессандро Орологио были одними из выдающихся композиторов, работавших или посещавших этот двор, посвящал ему работы или переписывался с ним. В 1598 году Мориц предложил Доуленду постоянную должность, но тот вместо этого отправился в Копенгаген. Музыка Морица консервативна. Его творчество, особенно в области духовной музыки, было великолепным, но многое из этого было утрачено. Священные произведения включают в себя как сольные переложения, так и частичные гармонизации гимнов и псалмов, а также ряд псалмов, мотетов и текстов, написанных либо в античном стиле, либо в венецианской полихоральной манере, все без изменений, за исключением 12-голосного переложения псалма 150. Осужденный последователь Кальвина Мориц написал свои собственные мелодии для псалтыри Лобвассера. В них (в которых используется нидерландский контрапункт и формат хорового сборника, отражающий практику 16-го века) он использует не обычные восемь тонов, а систему Гравеля из 12 тонов. Светская музыка включает в себя итальянские мадригалы и вилланеллы на тексты Петрарки. Ряд паван, гальярд, исполняемых в основном неустановленным ансамблем, свидетельствуют о влиянии английской консорт-музыки. Два из них предназначены для разбитого консорта и два - для однородных групп, состоящих из корнеттов и тромбонов соответственно. Мориц также завершил комментарии и композиции к произведениям, собранным Отто в его Новом музыкальном произведении, и подготовил к печати ряд произведений Валентина Гука, который работал при его дворе в 1596 году. Эти композиции были добавлены к незавершенной теоретической работе Гука "Музыка договора", методично записанной и сведенной к краткому порядку.

Ноты сочинений Ландграфа Гессенского Морица на сайте библиотеки IMSLP