Мориц, Ландграф Гессенский
1572 - 1632
Назад
Moritz, Landgrave of Hesse

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мориц был немецким покровителем искусств и композитором. Он стал ландграфом Гессена в 1592 году, наследовав отцу, и правил до 1627 года, когда, под давлением Тридцатилетней войны, отрёкся в пользу сына и удалился в Эшвеге.
Он способствовал исключительно процветающей музыкальной жизни при своём дворе и сам изучал вокальную и инструментальную музыку у Георга Отто, придворного композитора и капельмейстера с 1586 года. Мориц также поддерживал драму, и Оттонейм, завершённый в 1605 году и названный в честь Отто, стал первым придворным театром в Германии.
Его покровительство музыке и театру, а также другим видам искусства и науки принесло ему титул «Moritz der Gelehrte» («Мориц Учёный»). В 1598 году он основал Collegium Mauritium («Коллегиум Мориций»), школу для сыновей придворной аристократии и для хористов, среди которых наиболее известным был Генрих Шютц. Мориц первым заметил талант Шютца: он финансировал его первую поездку в Италию в 1609 году и назначил придворным органистом по возвращении в 1613 году. В 1615 году Мориц с неохотой позволил ему перейти на курфюрстский двор в Дрездене, подарив медальон и другие дары, а в 1619 году пытался убедить его вернуться на должность капельмейстера после смерти Отто.
При Морице количество придворных музыкантов значительно увеличилось: на крещении его сына в 1600 году среди исполнителей было 36 инструменталистов, включая музыкантов, приглашённых с соседних дворов. Его интерес к междисциплинарным исследованиям включал алхимию и философские науки, связанные как с естественными науками, так и с изящными искусствами. Он пригласил Михаэля Майра (алхимика и бывшего лекаря императора Рудольфа II), который посвятил Морицу своё произведение Atalanta fugiens («Убегающая Аталанта») (1617), сочетающее музыку с алхимической иконографией в 50 фугах для трёх голосов.
Библиотека Морица содержала концертовые произведения того времени Джованни Габриели, Шютца и других композиторов, что свидетельствует о современном музыкальном репертуаре при дворе. Среди видных композиторов, работавших или посещавших его двор, посвящавших ему свои произведения или переписывшихся с ним, были Ганс Лео Хасслер, Джон Доуланд, Кристоф Демантиус и Алессандро Оролоджио. В 1598 году Мориц предложил Доуланду постоянную должность, но тот уехал в Копенгаген.
Собственная музыка Морица отличается консерватизмом. Его вклад, особенно в сакральную музыку, был значительным, но многое утрачено. Сакральные произведения включают сольные обработки и четырёхголосные гармонизации гимнов и псалмов, а также ряд псалмов, мотетов и обработки Magnificat, написанных либо в stile antico, либо в венецианском полихорном стиле, все без континуо, за исключением 12-голосного исполнения псалма CL. Мориц, будучи убеждённым кальвинистом, писал собственные мелодии для Lobwasser-Psalter. В своих обработках Magnificat (использующих нидерландский контрапункт и формат хоральной книги, отражающий практику XVI века) он не применял обычные восемь тонов Magnificat, а использовал систему 12 тонов Глареана.
Светская музыка включает группы итальянских мадригалов и вилланелл на тексты Петрарки. Ряд паванов, галлярдов и интрад для ансамбля без точного указания состава демонстрируют влияние английской консорт-музыки. Из четырёх произведений с инструментальным указанием два предназначены для смешанного ансамбля (broken consort), а два — для однородных групп: корнетов и тромбонов соответственно. Мориц также подготовил комментарии и композиции к работам, собранным Отто в Opus musicum novum, и подготовил к печати ряд произведений Валентина Гёйка, служившего при его дворе и умершего молодым в 1596 году; эти сочинения были приложены к незавершённому теоретическому трактату Гёйка Musica methodice conscripta et in ordinem brevem redacta.
Вокальные:
Инструментальные:
Ноты сочинений Ландграфа Гессенского Морица на сайте библиотеки IMSLP