Мориц, Ландграф Гессенский
1572 - 1632

Назад

Moritz, Landgrave of Hesse

  • Дата рождения: 25 мая 1572 года
  • Место рождения: Кассель, Германия
  • Дата смерти: 15 марта 1632 года
  • Место смерти: Эшвеге, Германия

Биография

Мориц был немецким покровителем искусств и композитором. Он стал ландграфом Гессена в 1592 году, наследовав отцу, и правил до 1627 года, когда, под давлением Тридцатилетней войны, отрёкся в пользу сына и удалился в Эшвеге.

Он способствовал исключительно процветающей музыкальной жизни при своём дворе и сам изучал вокальную и инструментальную музыку у Георга Отто, придворного композитора и капельмейстера с 1586 года. Мориц также поддерживал драму, и Оттонейм, завершённый в 1605 году и названный в честь Отто, стал первым придворным театром в Германии.

Его покровительство музыке и театру, а также другим видам искусства и науки принесло ему титул «Moritz der Gelehrte» («Мориц Учёный»). В 1598 году он основал Collegium Mauritium («Коллегиум Мориций»), школу для сыновей придворной аристократии и для хористов, среди которых наиболее известным был Генрих Шютц. Мориц первым заметил талант Шютца: он финансировал его первую поездку в Италию в 1609 году и назначил придворным органистом по возвращении в 1613 году. В 1615 году Мориц с неохотой позволил ему перейти на курфюрстский двор в Дрездене, подарив медальон и другие дары, а в 1619 году пытался убедить его вернуться на должность капельмейстера после смерти Отто.

При Морице количество придворных музыкантов значительно увеличилось: на крещении его сына в 1600 году среди исполнителей было 36 инструменталистов, включая музыкантов, приглашённых с соседних дворов. Его интерес к междисциплинарным исследованиям включал алхимию и философские науки, связанные как с естественными науками, так и с изящными искусствами. Он пригласил Михаэля Майра (алхимика и бывшего лекаря императора Рудольфа II), который посвятил Морицу своё произведение Atalanta fugiens («Убегающая Аталанта») (1617), сочетающее музыку с алхимической иконографией в 50 фугах для трёх голосов.

Библиотека Морица содержала концертовые произведения того времени Джованни Габриели, Шютца и других композиторов, что свидетельствует о современном музыкальном репертуаре при дворе. Среди видных композиторов, работавших или посещавших его двор, посвящавших ему свои произведения или переписывшихся с ним, были Ганс Лео Хасслер, Джон Доуланд, Кристоф Демантиус и Алессандро Оролоджио. В 1598 году Мориц предложил Доуланду постоянную должность, но тот уехал в Копенгаген.

Собственная музыка Морица отличается консерватизмом. Его вклад, особенно в сакральную музыку, был значительным, но многое утрачено. Сакральные произведения включают сольные обработки и четырёхголосные гармонизации гимнов и псалмов, а также ряд псалмов, мотетов и обработки Magnificat, написанных либо в stile antico, либо в венецианском полихорном стиле, все без континуо, за исключением 12-голосного исполнения псалма CL. Мориц, будучи убеждённым кальвинистом, писал собственные мелодии для Lobwasser-Psalter. В своих обработках Magnificat (использующих нидерландский контрапункт и формат хоральной книги, отражающий практику XVI века) он не применял обычные восемь тонов Magnificat, а использовал систему 12 тонов Глареана.

Светская музыка включает группы итальянских мадригалов и вилланелл на тексты Петрарки. Ряд паванов, галлярдов и интрад для ансамбля без точного указания состава демонстрируют влияние английской консорт-музыки. Из четырёх произведений с инструментальным указанием два предназначены для смешанного ансамбля (broken consort), а два — для однородных групп: корнетов и тромбонов соответственно. Мориц также подготовил комментарии и композиции к работам, собранным Отто в Opus musicum novum, и подготовил к печати ряд произведений Валентина Гёйка, служившего при его дворе и умершего молодым в 1596 году; эти сочинения были приложены к незавершённому теоретическому трактату Гёйка Musica methodice conscripta et in ordinem brevem redacta.

Произведения

Вокальные:

  • 24 мелодии, 1 голос, в S. Schadaeus: Christlich Gesangbuch von allerhandt geistlichen Psalmen und Liedern («Христианская песенник всех духовных псалмов и песен») (Гайсмар, 1601, 2/1612 с гармонизациями)
  • 16 мотетов, 6 голосов (1603); 21 мотет, 5 голосов (1603); 3 мотета, 8 голосов (1604)
  • 31 песня, 1–4 голоса, в Psalmen Davids, nach frantzösischer melodey («Псалмы Давида, по французской мелодии») (Кассель, 1607)
  • Hosianna («Осана»), 8 голосов, 1618
  • Magnificat, 3 голоса, inc.; Magnificat, 4 голоса; 2 Magnificat в 12-м модусе, 1600; 2 псалма, 12 голосов, 1 с basso continuo
  • 24 вилланеллы, 4 голоса (Кассель, 1593–1594)
  • Мадригалы: 19 песен, 6–8 голосов; другие вокальные работы: 4 фуги, 5 мадригалов

Инструментальные:

  • 1 павана для лютни, 1610; издание: Schott's Series of Early Lute Music, i («Серия ранней лютневой музыки Шотта») (Лондон, 1958)
  • Паваны, галлярды для различных инструментов; 9 интрад; 13 фуг, 4 голоса; canzona 5 тонов, 8 голосов

Ноты сочинений Ландграфа Гессенского Морица на сайте библиотеки IMSLP