Морен, Жан-Батист
1677 - 1745
Назад

Жан-Батист Морен (Jean-Baptiste Morin) - французский композитор
- Родился 2 февраля 1677 г. - Орлеан.
- Умер 27 апреля 1745 г. - Париж.
Он был шестым из девяти детей, рожденных в семье ткача Мишеля Морена и Катрин Робье, и при крещении получил имя Жан. Он был мальчиком из церковного хора в Сент-Эньяне в Орлеане по крайней мере до 1692 года, где его учителем был каноник Оливер Трамблуа. Примерно в 1698 году он переехал в Париж, где регулярно посещал концерты в Сент-Андре-де-Ар и познакомился с поэтом Жаном Серре де Рье, любителем итальянской музыки, к которому он привязался. Примерно в 1701 году он стал ординарием музыки на службе у герцога Орлеанского (будущего регента) и принимал участие в музыкальных вечерах в Со. Вероятно, он сочинил несколько небольших песнопений (опубликованных Баллардом в 1704 году), прежде чем около 1700 года сочинил первые французские кантаты, придав музыкальную форму поэтической форме, заимствованной у Ж.-Б. Руссо. Эвтерпа - "первая из тех, что он создал" (Башелье). Рукопись под названием "Кантаты Манчини" включает пять произведений Морена. Баллард опубликовал два тома кантат Морена (1706, 1707), а также его вторую книгу песнопений (1709) и "Дороги серф" (также 1709). Это последнее произведение, дивертисмент на либретто Серре де Рье, было посвящено принцессе де Конти, которая представила его перед Людовиком XIV в Фонтенбло на праздник Людовика Святого 25 августа 1708 года; позже оно было исполнено на концерте "Спиричуэль" (1728-1733) и возобновлено там же после смерти Морена. Морен жил с "мистером де Сере" и его семьей с какого-то времени, вероятно, более раннего, чем с 1708 по 1720 год. В 1712 году он получил десятилетнюю привилегию, которой воспользовался всего дважды: для кантат (1712) и для эпиталамии "Химен и Любовь" (1714). Примерно в 1721 году Серре удалился в Рье, недалеко от Бове. Оставаясь ординарцем регента, Морен в 1719 году поступил на службу к дочери регента Луизе-Аделаиде, аббатисе Шелльской, в качестве метрдотеля часовни и каморки. В конце концов он стал сурринтендантом музыки в этом бенедиктинском монастыре, который все еще пользовался давней и престижной историей (мадемуазель принцессы была поэтесса Марта де Данжи). Настоятельница взялась восстановить пение в монастыре, а Морен организовал процессию (Париж, 1726), используя музыку других, более ранних композиторов (Дюмона, Ниверса); его кантата "Эстер" и "Те Deum", также написанные для Шелля, утрачены. 21 декабря 1722 года он был произведен в кавалеры-слуги Сен-Лазара, и принцесса назначила ему пожизненную пенсию в размере 500 ливров из своего личного кошелька, а затем (26 октября 1723 года) еще 1500 ливров от архиепархии Руана (епархии, на которую регент назначал распорядителя милостыни). Она сделала Морену и другие подарки, в том числе свой портрет-медальон с гравировкой Жана Леблана и портрет в полный рост. Покинув службу у принцессы, Морен с 1731 по 1743 год жил в доме парижского конюшего Жана-Батиста-Юбера де Лафонтена, который был тесно связан с женским монастырем в Шелле. Он был мужем Клод-Анжелики Бертен де ла Дуэ, дочери композитора и клавесинистки. Несмотря на то, что у него больше не было королевского покровителя, Морен продолжал сочинять: охотничьи фанфары (опубликованы в "Поэмах о короле", 1734), арии, кантаты (утрачены) и похоронную музыку (также утрачена). Как и Серре де Рье, он восхищался итальянскими операми Генделя. Он также интересовался театром и поэзией, с равным интересом читал литературу иезуитов и янсенистов, а также журнал вигов "Зритель". Он умер на улице Симон Лефранк, где жил по соседству с монастырским казначеем. Модернист и формальный новатор, сторонник изысканного итальянского стиля, Морен, тем не менее, стремился объединить итальянскую грацию и живость с французским изяществом; в двойственных французских мелодиях или ариях да капо из его кантат очарование так же важно, как и выразительность, и фигурализм никогда не упускается из виду. Его маленькие мотеты задуманы аналогичным образом: арии, реже да капо, и некоторые речитативы содержат те же выразительные мелодические переходы и мелизмы. Он культивировал малые формы. Материал для "Дороги серф", своего рода расширенной кантаты и воплощения его стиля, после публикации был сведен к трио: охотничьему рожку, гобоям (или скрипкам ad libitum) и континуо. И все же мелодии, припевы, фанфары и напевы в стиле буара соответствуют своему содержанию с убедительной правдивостью. В "Процессии" он упростил свой стиль и использовал фокбурн, “эту восхитительную форму, которая никогда не перестает удивлять слушателя” (Расин).
Ноты сочинений Жан-Батиста Морена на сайте библиотеки IMSLP