Морен, Жан-Батист
1677 - 1745
Назад
Morin, Jean-Baptiste

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан-Батист Морен был французским композитором. Шестой из девяти детей Мишеля Морена, ткача, и Катрин Робье, он был крещён как «Жан». Он был хористом в церкви Святого Аньена в Орлеане как минимум до 1692 года, где его наставником был канон Оливье Тремблуа.
Около 1698 года он переехал в Париж, где регулярно посещал концерты в церкви Святого Андре-де-Ар и познакомился с поэтом Жаном Серре де Рьё, любителем итальянской музыки, к которому привязался.
Примерно в 1701 году Морен стал ordinaire de la musique при дворе герцога Орлеанского (будущего регента) и участвовал в музыкальных вечерах в Ссо. Вероятно, он сочинил несколько petits motets («малых мотетов»), опубликованных Баллардом в 1704 году, до того как написал первые французские кантаты около 1700 года, придавая музыкальную форму поэтической структуре, заимствованной у итальянцев и имитированной Ж.-Б. Руссо. Euterpe («Эвтерпа») считается «первой из тех, что он создал» (Башье). Рукопись с названием Cantates de Mancini («Кантаты Манчини») включает пять кантат Морена. Баллард опубликовал два тома кантат Морена (1706, 1707), его второй сборник мотетов (1709) и La chasse du cerf («Охота на оленя») (также 1709). Последнее произведение, дивертисмент с либретто Серре де Рьё, было посвящено принцессе де Конти, и оно было исполнено перед Людовиком XIV в Фонтенбло на празднике Святого Людовика 25 августа 1708 года; позже оно исполнялось на Concert Spirituel (1728–33) и возобновлялось там после смерти Морена.
Морен жил с «господином де Серре» и его семьёй, вероятно, до 1708 года и до 1720 года. В 1712 году он получил десятилетний privilège, который использовал всего дважды: для кантат (1712) и для эпиталамия L'Himen, et l'Amour («Гименей и Любовь») (1714). Примерно в 1721 году Серре ушёл на пенсию в Рьё, рядом с Бовуазом. Всё ещё ordinaire при регенте, Морен в 1719 году поступил на службу к дочери регента Луизе-Адэлайде, аббатиссе Чель, как maître de la chapelle et de la chambre. Впоследствии он стал surintendant de la musique в этом бенедиктинском аббатстве, которое продолжало пользоваться долгой и престижной историей.
Аббатисса взялась за восстановление пения в аббатстве, и Морен составил Processional («Процессия») (Париж, 1726), используя музыку других, более ранних композиторов (Дюмон, Ниве). Его кантата Esther («Эстер») и Te Deum («Те Деум»), также написанные для Чель, утрачены. 21 декабря 1722 года он был назначен chevalier-servant de Saint-Lazare, а принцесса выделила ему пожизненную пенсию 500 ливров из собственного кармана, а 26 октября 1723 года — дополнительно 1500 ливров из архидиоцеза Руана. Она делала Морену и другие подарки, включая портрет-медальон, выгравированный Жаном Лебланом, и полный портрет в натуральную величину.
После ухода с службы у принцессы Морен с 1731 по 1743 годы жил в доме парижского конюшего Жан-Батиста-Юбера де ла Фонтен, имевшего тесные связи с аббатством Чель. Он был женат на Клод-Анджелике Бертен де ла Дуэ, дочери композитора и клавесиниста. Несмотря на отсутствие королевского патрона, Морен продолжал сочинять: охотничьи фанфары (Nouvelles fanfares), опубликованные в Les dons … poëmes dédiés au roy (1734), арии, кантаты (утрачены) и похоронную музыку (также утрачена). Подобно Серре де Рьё, он восхищался итальянскими операми Генделя.
Морен интересовался театром и поэзией, с одинаковым вниманием читая литературу иезуитов и янсенистов, а также журналы в стиле виги, например The Spectator. Он умер на улице Симен Лефран, где был соседом казначея аббатства.
Современник и новатор в формальной области, сторонник изысканного итальянского стиля, Морен стремился сочетать итальянскую грацию и живость с французской мягкостью; в бинарных французских ариях или да капо ариях его кантат обаяние столь же важно, как выражение, а фигурализм никогда не игнорируется. Его petits motets («малые мотеты») также задуманы аналогично: арии, реже да капо, и некоторые речитативы вводят те же выразительные мелодические прыжки и мелизмы. Он культивировал малые формы. Силы для La chasse du cerf («Охота на оленя»), разновидности расширенной кантаты и квинтэссенции его стиля, были при публикации сокращены до трио: охотничий рог, гобои (или скрипки ad libitum) и континуо. Однако арии, хоры, фанфары и airs à boire («питьевые арии») соответствуют содержанию с убедительной достоверностью. Он упростил свой стиль в Processional и использовал fauxbourdon («это восхитительная форма, которая никогда не перестаёт удивлять слушателя») (Расин).
Вокальные:
Инструментальные:
Ноты сочинений Жана-Батиста Морена на сайте библиотеки IMSLP