Моро, Жан-Батист
1656 - 1733
Назад
Moreau, Jean-Baptiste

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан-Батист Моро — французский композитор. Возможно, он был родственником певца Дени Моро, знакомого с Десмарэ. Предположительно, Моро был хористом в Анжском соборе и имел связи с семьёй Дандрьё, происходившей из Анже. Некоторое время он жил в Париже, после чего с сентября 1681 по февраль 1682 года занимал пост maître de musique в Лангрском соборе, где в хоре пел Монтеклер.
В январе 1687 года в Париже исполнялся его Te Deum ("Те Деум") в честь выздоровления Людовика XIV, произведение утрачено. Первый королевский заказ Моро получил в марте 1688 года — это был дивертиссмент Les bergers de Marly ("Пастухи Марли"). Он писал музыку для школы молодых дворянок в Сент-Сире, основанной Мадам де Мантенон в 1686 году. Наибольшую известность Моро приобрёл благодаря сотрудничеству с Расином: в 1689 году он положил музыку к трагедии Расина Esther ("Эсфирь"), за что получил королевскую пенсию и благодарность от Мадам де Мантенон. В 1691 году они совместно создали Athalie ("Аталия"). Музыка к Athalie была гравирована Бауссеном, что свидетельствует о близости Моро к окружению Гиза.
Моро был нестабилен в профессиональной и социальной жизни, и после Athalie его отстранили от поста в Сент-Сире. В ноябре 1692 года он был назначен суперинтендантом музыки в Лангедоке, занимал этот пост до января 1706 года. Его падение, вероятно, связано с личными проступками и дружбой с поэтом Александром Лэнезом, который побудил Моро написать музыку к кантатилье Zaïre ("Зайр").
В 1694 году Моро написал музыку к Cantiques spirituels ("Духовные кантики") Расина, исполнявшуюся у постели больного короля, подтверждая, что он был певцом. В 1699 или 1700 году он написал интермедии к Jonathas ("Ионаф"), тексты — Жозеф-Франсуа Дюше де Ванси. В декабре 1704 года Моро был назначен maître de musique в Бежерском соборе, но оставил пост в марте 1705 года. Финансовые трудности и просьба к епископу Агда упоминаются в письме Мадам де Мантенон к кардиналу Ноайлю в сентябре 1705 года.
По данным Титона дю Тийе, в конце жизни Моро получил пост в Сен-Сюльпис с поддержкой Сент-Сира и органиста Николя Клеромбo. Некоторые рукописи музыки к Athalie содержат правки, вероятно, добавленные самим композитором около 1725 года.
Моро считался выдающимся педагогом композиции и пения; среди его учеников были Монтеклер, Клеромбo и Дандрьё. Певцами, которых он обучал, были его дочь Мари-Клод и Луиза Куперин. Музыка к Esther, Athalie и Jonathas состоит из серий сольных партий и хоров, отличающихся простотой и тщательной подстройкой к тексту. Его Cantiques короче, но отдельные номера для соло и унисонного женского хора длиннее. Трактат L’art mélodique утратился, известно, что он требовал ритмической и мелодической утончённости.
Моро писал музыку для придворных школ, хоровую, театральную и кантатильную. Его музыка отличается ясностью линии, простотой и гармоничным сочетанием голоса и хора.
Интермедии и школьные постановки:
Дивертиссменты:
Кантатильные и духовные произведения:
Ноты сочинений Жана-Батиста Моро на сайте библиотеки IMSLP