Мораго, Эстеван Лопиш
1575 - 1630

Назад

Эстеван Лопиш Мораго (Estêvão Lopes Morago) - португальский композитор испанского происхождения

  • Родился около 1575 г. - Вальекас (ныне Мадрид).
  • Умер после 1630 года - Оргенс, близ Визеу.

С 1592 по 1596 год он учился у Филипе де Магальяйнша в колледже искусств при кафедральном соборе Эворы и получил степень бакалавра 3 марта 1596 года. 15 августа 1599 года он был назначен настоятелем кафедрального собора в Визеу, Португалия, вероятно, по рекомендации нового епископа, который был каноником кафедрального собора Эворы. Он стал священником и лиценциатом до 27 сентября 1605 года, когда епископ назначил его в бенефис Святого Педро де Кота, к которому 5 января 1608 года был добавлен пост каноника на половинном жалованье в кафедральном соборе. После 25 лет пребывания на посту местре де капела он пожелал опубликовать значительное количество своей церковной музыки, и 14 января 1626 года капитул Визеу предоставил ему месячный отпуск для личных переговоров с королевским печатником в Лиссабоне. Не сумев заключить выгодный контракт, он вернулся в Визеу, чтобы проследить за копированием одного из двух сохранившихся рукописных сборников его музыки, титульный лист которого датирован 15 августа 1628 года. Сразу после этого он, по-видимому, отправился с кратким визитом в Испанию. Затем он оставался местре де Капела до апреля 1630 года. Позже в том же году в подарочном экземпляре "Officium defunctorum" Магальяйнша он подписал себя младшим монахом, возможно, в результате своего ухода во францисканский монастырь в Оргенсе, в 3 км от Визеу. Двумя сохранившимися рукописными сборниками литургической музыки Мораго являются вышеупомянутый сборник, датированный 1628 годом, который состоит из 111 фолиантов, содержащих три псалма, 18 гимнов и четыре магнификата с нечетными стихами, и 149-фолиевая “Ливро да Корешма”, название, однако, неверное, поскольку содержащаяся в нем 81 композиция включает в себя, помимо великопостной музыки, различные воскресные произведения для Адвента, Рождества, очищения и заупокойной службы. 35 мотетов (28 для четырехголосия, пять для пяти, один для шести и один для двойного хора), восемь рождественских респонсориев из четырех частей, три псалма (два для четырехголосия и один для двойного хора), 18 гимнов из четырех частей и четыре магнификата (три для четырехголосия и один для шесть) были отредактированы. О неизменной популярности 12 гимнов Мораго, тексты которых были изменены в соответствии с редакцией Урбана VIII, можно судить по тому, что они были скопированы в сборники 18-го века (из которых в настоящее время сохранился только сборник теноров, хранящийся в Визеу). Второе из его приглашений на рождественскую заутреню, "Христос родной и благородный", сохранилось в Визеу с добавленной продолжительной частью. Но, подобно своему учителю и португальским современникам Бриту, Кардозу и Лобо, он всегда оставался слишком консервативным на полуострове, чтобы писать для continuo, отказываться от подражания и равенства голосов или заходить слишком далеко в хроматизме. Однако для достижения драматического эффекта он поместил рядом друг с другом аккорды, столь же несхожие, как соль минор, ми мажор, си и ля мажор. Чтобы усилить гармоническое напряжение, он часто менял аккорды в последовательных имитационных записях (иногда он писал перевернутую финальную запись). В его более выразительных мотетах встречается множество аккордовых последовательностей, а также цепочки приостановок и переходящих нот. Иногда он смешивал в одном и том же песнопении крайности быстрого и медленного движения, и шесть из восьми его рождественских респонсориев написаны в быстром тройном метре. Его короткие песнопения часто монотематичны. Иногда он подкреплял свои концовки длинными педалями. Несмотря на тройной канон, завершающий его Магнификат на 8-м тоне, он не мог сравниться с контрапунктической пиротехникой своих испанских современников Виванко и Агилеры де Эредиа; он также не был щепетилен в том, чтобы избегать запрещенных последовательностей.

Ноты сочинений Эстевана Лопиш Мораго на сайте библиотеки IMSLP