Мораго, Эштевану Лопеш
1575 - 1630
Назад
Morago, Estêvão Lopes

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Эштевану Лопеш Мораго — португальский композитор испанского происхождения. С 1592 по 1596 год он учился у Филипе де Магальяйнша в Колежио душ Мошуш ду Кору при кафедральном соборе Эворы и получил степень бакалавра 3 марта 1596 года.
15 августа 1599 года Мораго был назначен мастером капеллы кафедрального собора Визеу, вероятно, по рекомендации нового епископа, который ранее был каноником кафедрального собора Эворы. Он стал священником и лиценциатом до 27 сентября 1605 года, когда епископ предоставил ему бенефиций церкви С. Педру де Кота, к которому 5 января 1608 года была добавлена полуплата каноника при соборе.
После 25 лет службы мастером капеллы он стремился издать значительное количество своей церковной музыки, и 14 января 1626 года капитул Визеу дал ему месяц отпуска для личных переговоров с королевской типографией в Лиссабоне. Не добившись выгодного контракта, он вернулся в Визеу для контроля за перепиской одной из двух сохранившихся рукописных коллекций его музыки, титульный лист которой датирован 15 августа 1628 года. Сразу после этого, по-видимому, он совершил короткую поездку в Испанию. Затем он продолжил работу мастером капеллы до апреля 1630 года. Позднее в этом же году, подписавшись как брат-минорит в подарочном экземпляре Officium defunctorum Магальяйнша, возможно, он ушёл на покой в францисканский монастырь в Орженсе, в 3 км от Визеу.
Две сохранившиеся рукописные сборники литургической музыки Мораго (оба в библиотеке P-Va) включают:
Издано: 35 мотетов (28 для четырёх голосов, пять для пяти, один для шести и один для двойного хора), восемь четырёхголосых рождественских респонсорий, три псалма (два для четырёх голосов и один для двойного хора), 18 четырёхголосых гимнов и четыре Magnificat (три для четырёх голосов и один для шести).
Популярность 12 гимнов Мораго сохранялась даже после адаптации текстов под редакцию Урбана VIII, что подтверждается их копированием в партийные книги XVIII века (из которых сохранился только тенор в Визеу). Вторая из его рождественских инвитаторий, Christus natus est nobis («Христос родился для нас»), сохранилась с добавленной партией бассо континуо.
Музыкальный стиль Мораго оставался консервативным: как и его учитель, а также португальские современники Брито, Кардозу и Лобо, он не писал для континуо, не отказывался от имитации и равенства голосов и не увлекался хроматизмом. Для драматического эффекта он помещал рядом аккорды, казалось бы, несоизмеримые, например G минор и E мажор или B и A мажор, а также часто изменял альтерации в последовательных имитациях (иногда писал перевёрнутый заключительный вход).
Многие гармонические последовательности встречаются в его более выразительных мотетах, также использовались цепочки суспензий и проходящие или изменяющиеся ноты. Иногда он сочетал быстрые и медленные движения в одном мотете, шесть из восьми рождественских респонсорий написаны в быстром трёхдольном размере. Короткие мотеты часто монотематичны, а окончания иногда подкреплялись длинными педалями. Несмотря на тройной канон в конце Magnificat на 8-м тоне, он не мог сравниться с контрапунктическими виртуозностями испанских современников Виванко и Агильеры де Эредиа, и не всегда избегал запрещённых последовательностей.
Ноты сочинений Эштевану Лопеша Мораго на сайте библиотеки IMSLP