Монца, Карло
1735 - 1801

Назад

Карло Монца (Carlo Monza) - итальянский композитор

  • Родился в 1735 году - Милан.
  • Умер 19 декабря 1801 г. - Милан.

Он учился у Дж.А. Фиорони и, вероятно, также у Дж.Б. Саммартини, с которым был тесно связан. Когда Саммартини в 1768 году был назначен маэстро ди капеллы герцогского двора в Милане, Монца сменил его на посту органиста, а после смерти Саммартини (1775) - на посту маэстро. К этому времени он занимал аналогичные должности в трех миланских церквях (Санта-Мария-Сегрета, Сан-Джованни-ин-Конка и Кьеза-Росса) и зарекомендовал себя как важный церковный и театральный композитор. Он был избран членом Академии Пуни и Филармонической академии в Болонье. 28 декабря 1787 года он был назначен маэстро Миланского собора, дважды потерпев неудачу в получении этого поста (1773, 1778); он оставил свою успешную оперную карьеру и стал удивительно активным композитором духовной музыки. Берни положительно отозвался о духовной музыке Монцы, которую он услышал в Милане и Флоренции в 1770 году, и назвал его, наряду с Мельчиорре Кьеза, лучшим композитором театральной музыки в Милане. В том же году Алессандро Верри сообщил, что опера Монцы "Германико в Германии" была хорошо принята в Риме. Монца писал почти исключительно оперные серии; большинство из них были традиционными "ариями" для Милана. В качестве приглашенного композитора в других странах он также имел возможность участвовать во франко-итальянском оперном синтезе, происходившем после середины века; в Турине он поставил "Ореста" (либретто "Ифигения в Тавриде" Верази, первоначально написанное для Г.Ф. де Майо в Мангейме), а в Милане - "Ифигению в Тавриде". "Таврида" (по либретто "Траэтты" Кольтеллини). Оба они содержат такие французские элементы, как сценические комплексы, хор, пантомима, танец и много речитативов в сопровождении оркестра. Монца доказал, что способен справиться со сложным либретто Верази, создав драматическое крещендо для "Шторма на море" и сопроводив его блестящей музыкой-баталией для пантомимы во время программной симфонии. Он использовал различные текстуры и струнные эффекты, соло на духовых инструментах, а иногда и соло на виолончели, чтобы усилить драматический эффект аккомпанемента к ариям и речитативу-облигато. Его мелодии скорее лиричны, чем декламационны. Его опыт церковного композитора помог ему создать необычайно сложные контрапунктические композиции для хоров Колтеллини, и он написал обширный концертный финал, в котором главные исполнители поют антифонно, в ансамбле и парах, вместе с хором. Эти оперы также представляют собой первые шаги на пути к возвращению смерти и трагедии на оперную сцену; в каждой опере кульминацией является инсценированная смерть нераскаявшегося тирана. Две другие его работы для Турина, "Клеопатра" и "Эрифила", еще больше приближены к трагическому финалу, хотя смерти происходят не на сцене. Монца был одним из лучших итальянских церковных композиторов конца XVIII века. Хотя его музыка для "Сан-Готтардо" утрачена, в архиве Миланского собора сохранились 228 произведений, демонстрирующих, что он мог бы сравниться с архаичным контрапунктическим стилем Фиорони, а в своих блестящих сольных песнопениях - с театральным стилем своих собственных опер. В 1780-х годах в Лондоне было издано несколько сборников его инструментальной музыки; группа из шести привлекательных струнных квартетов с программными названиями находится в Национальной библиотеке в Париже.

Ноты сочинений Карло Монца на сайте библиотеки IMSLP