Монца, Карло
1735 - 1801

Назад

Monza, Carlo

  • Дата рождения: около 1735
  • Место рождения: Милан
  • Дата смерти: 19 декабря 1801
  • Место смерти: Милан

Биография

Карло Монца — итальянский композитор. Учился у Г.А. Фиорони и, вероятно, у Г.Б. Саммартини, с которым был тесно связан. В 1768 году, когда Саммартини был назначен капельмейстером герцогского двора в Милане, Монца стал органистом, а после смерти Саммартини в 1775 году — капельмейстером.

К тому времени он уже занимал аналогичные должности в трёх миланских церквях (Санта-Мария-Сегрета, Сан-Джованни-ин-Конка и Чеза-Россa) и утвердился как важный композитор церковной и театральной музыки. Монца был избран членом Академии деи Пуньи и Филармонической академии в Болонье.

28 декабря 1787 года он был назначен капельмейстером Миланского собора, после двух неудачных попыток получить эту должность в 1773 и 1778 годах. Он отказался от успешной оперной карьеры и стал чрезвычайно активным автором сакральной музыки. Бёрни высоко оценил его церковную музыку, услышанную в Милане и Флоренции в 1770 году, а вместе с Мелькиорре Кьезой назвал его лучшим композитором театральной музыки в Милане. В том же году Алессандро Верри сообщил, что его опера Germanico in Germania («Германик в Германии») была хорошо принята в Риме.

Творчество

Монца писал почти исключительно opere serie — серьёзные оперы, в основном традиционные «арии» для Милана. В качестве приглашённого композитора в других городах он участвовал в франко-итальянском синтезе оперы, развивавшемся после середины XVIII века. В Турине он поставил Oreste («Орест», либретто Верaци «Ифигения в Тауриде»), а в Милане — Ifigenia in Tauride («Ифигения в Тауриде», по либретто Коттеллини для Траэтта).

В этих операх он использовал французские элементы: сложные сценические комплексы, хор, пантомиму, танец и множество оркестровых сопровождений речитатива. Он мастерски передавал драматические моменты, например шторм и морскую битву, создавая разнообразные текстуры и эффекты струнных инструментов, а также соло для духовых и виолончели. Его мелодии более лирические, чем декламативные, а опыт церковного композитора позволил создавать сложные контрапунктовые хоры и обширные концертные финалы.

Его оперы также стали ранними шагами к возвращению трагедии на сцену: финал обычно достигается смертью тирана на сцене или за сценой. Другие оперы для Турина, Cleopatra и Erifile, демонстрируют даже более трагические концовки.

Монца был одним из лучших итальянских церковных композиторов конца XVIII века. Хотя его музыка для церкви Сан-Готтардо утрачена, в архиве Миланского собора сохранилось 228 произведений, показывающих как архаический контрапунктический стиль Фиорони, так и театральный стиль его собственных опер.

Он также написал инструментальную музыку: струнные квартеты, трио и сонаты для клавишных и скрипки, часть которых была опубликована в Лондоне в 1780-х годах.

Произведения

Оперы

  • Olimpiade («Олимпиада», либретто П. Метастазио, Милан, 1758)
  • Sesostri, re d’Egitto («Сесострис, царь Египта», 1759)
  • Achille in Sciro («Ахилл на Скире», 1764)
  • Temistocle («Темистокл», 1766)
  • Oreste («Орест», 1766, Турин)
  • Demetrio («Деметрий», 1769, Рим)
  • Adriano in Siria («Адриан в Сирии», 1769, Неаполь)
  • Germanico in Germania («Германик в Германии», 1770, Рим)
  • Il finto cavalier parigino («Ложный парижский кавалер», 1770–1774)
  • Nitteti («Ниттети», 1771)
  • Aristo e Temira («Аристо и Темира», 1771, Болонья)
  • Antigono («Антигон», 1772, Рим)
  • Alessandro nell’Indie («Александр в Индии», 1775, Милан)
  • Cleopatra («Клеопатра», 1775, Турин)
  • Demofoonte («Демофонт», 1776, Алессандрия)
  • Caio Mario («Гай Марий», 1777, Венеция)
  • Attilio Regolo («Аттилий Регол», незавершена, 1777–1778)
  • Ifigenia in Tauride («Ифигения в Тауриде», 1784, Милан)
  • Enea in Cartagine («Эней в Карфагене», 1784, Алессандрия)
  • Erifile («Эрифила», 1785, Турин)

Другое вокальное

  • Ариозо и песни для солистов с оркестром и бассо континуо (Non temer, bell’idol, Pria di sorger dall’onda, Tirsi e Licori)
  • Церковная музыка: 13 месс, 21 мотет для 2–8 голосов, 19 сольных мотетов, 37 гимнов, псалмы, литании и другие служебные произведения

Инструментальная музыка

  • Струнные трио: 6, op.1 (Лондон, 1781)
  • Струнные квартеты: 6, op.2 (Лондон, 1782)
  • Сонаты для клавишных с аккомпанементом скрипки, органа или другого инструмента: op.3 (Лондон, 1786–1788)
  • Оркестровые симфонии и концерты, камерные ансамбли, пасторали и вариации для клавесина

Ноты сочинений Карло Монцы на сайте библиотеки IMSLP