Монтеклер, Мишель Пиньоле де
1667 - 1737
Назад

Мишель Пиньоле де Монтеклер (Michel Pignolet de Montéclair) - французский композитор, теоретик и педагог
- Родился 4 декабря 1667 г. - Андело, Верхняя Марна.
- Умер 22 (не 27) сентября 1737 г. - Омон.
Мишель Пиньоле был младшим из семи детей, родившихся в семье ткача Адриана Пиньоле и Сюзанны Галлиот. 27 января 1676 года он поступил в хоровую школу при кафедральном соборе Лангра, где учился у Жан-Батиста Моро, руководителя хора с октября 1681 по февраль 1682 года. Он добавил название "Монтеклер" (крепость в Андело) к своему собственному через некоторое время после приезда в Париж в 1687 году, но подписался "Пиньоле из Монтеклера" только в 1724 году. Из титульного листа его "Нового метода для учеников музыки" (1709) мы узнаем, что он был "в прошлом мастером музыки у принца Водемонского", за которым он последовал в Италию. Подробности его пребывания в Италии неизвестны. Монтеклер выступал на басовой виоле в оркестре Парижской оперы еще в 1699 году. Он так хорошо играл на этом инструменте, что его прозвали “симфонистом малого хора”. В "Методе обучения игре на контрабасе (contre-basse)" (1781) Мишель Корретт рассказывает нам, что Монтеклер и Джузеппе Федели "были первыми, кто играл на контрабасе в Парижской опере" вскоре после начала века (возможно, в "Сцилле" Гатти 1701 года). Монтеклер, среди учеников которой были дочери Франсуа Куперена, высоко ценился как педагог. Его педагогический подход не был доктринерским ("Очень трудно дать общие принципы о важности и неприменимости конспектов"), а порой и вполне современным ("Самый верный способ - заставить их (детей) воспринимать уроки как нечто забавное"). В 1721 году он и его племянник Франсуа Буавен основали музыкальный магазин на улице Сент-Оноре в приходе Сент-Эсташ. В 1728 году, после женитьбы Франсуа, Монтеклер продал свою долю за 9000 ливров. После смерти Франсуа в 1733 году магазин, которым руководила его вдова, стал одним из самых важных в Париже. Монтеклер оставил преподавательскую деятельность около 1735 года, но сохранял свою должность в оркестре оперы до 1 июля 1737 года, когда получил пенсию от короля. Он так и не женился. На момент своей смерти он жил с племянницей и племянником на улице Мармусет, 16 (ныне улица Шануанесс) на острове Сите. Хотя Монтеклер и не был плодовитым, он писал в большинстве жанров, культивировавшихся во Франции в начале XVIII века, за исключением клавишных. Он был одним из самых разносторонних представителей поколения, жившего в период между смертью Люлли (1687) и появлением Рамо в качестве театрального композитора (1733); композиторов этого "прерамистского" периода часто называют "подражателями Люлли", но Монтеклер и Кампра - одни из тех, кто повлиял на драматическую музыку Рамо.
По мнению Монтеклера, только французские композиторы "обладали истинным вкусом к написанию небольших пьес, которые другие народы называют безделушками" (предисловие к "Древним и современным брюнеткам"). Большая часть инструментальной музыки Монтеклера отражает эту точку зрения. Как теоретик, Монтеклер был менее систематичен и абстрактен, чем Рамо, который был на 16 лет моложе его, с которым он поссорился в ходе обмена восемью статьями в “Меркюр де Франс”. В основном его интересовало практическое применение теории, примером чему могут служить его "Маленький метод обучения музыке для взрослых" и "простой метод обучения игре на скрипке" (первый скрипичный метод во Франции). Страницы его "Нового метода для учеников музыки" заполнены музыкальными примерами, иллюстрирующими "Танцевальные движения". Тщательно иллюстрированный раздел "18 основных украшений в пении" в его "Принципах музыки" делает его одним из важнейших источников по французскому вокальному искусству начала XVIII века.
Ноты сочинений Мишеля Пиньоле де Монтеклера на сайте библиотеки IMSLP