Монтеверди, Клаудио
1567 - 1643
Назад

Клаудио Монтеверди (Claudio Monteverdi) - итальянский композитор
- Крещён 15 мая 1567 г. - Кремона.
- Умер 29 ноября 1643 г. - Венеция.
Самый выдающийся музыкант Италии конца XVI - начала XVII веков, он преуспел практически во всех основных жанрах того периода. Его девять сборников мадригалов объединили достижения мастеров позднего Возрождения и сформировали новые эстетические и стилистические парадигмы музыкального барокко. В своих операх для Мантуи и Венеции он использовал опыт флорентийцев и разработал мощные способы выражения и структурирования музыкальной драмы. Его три основных сборника литургической и религиозной музыки выходят за рамки чисто функционального, используя богатый набор текстово-выразительных и контрапунктически-структурных приемов. Хотя он практически не сочинял самостоятельной инструментальной музыки, его сочинения для инструментов были по-настоящему инновационными. Знаменитая оценка Шрейда (1950) Монтеверди как "создателя современной музыки", возможно, преувеличена, но его значительное место в истории музыки бесспорно.
Монтеверди был крещен 15 мая 1567 года в сан-Назаро-и-Сельсо. Старший сын аптекаря, хирурга и лекаря Бальдассаре (род. в 1542 году) и Маддалены Дзиньяни (они поженились в начале 1566 года). У Бальдассаре было четверо сыновей и две дочери от Дзиньяни и его второй жены Джованны Гадио (женился в 1576/1577); третий брак, с Франческой Комо в 1583 году, был бездетным. Младший брат Клаудио, Джулио Чезаре (родился 31 января 1573 года), также стал музыкантом. Юный Монтеверди был не по годам развит и в возрасте 15 лет опубликовал свой первый сборник "Трехголосные песнопения" (посвящение датировано 1 августа 1582 года). В нем он называл себя "учеником" Марч'Антонио Ингегнери, маэстро капеллы Кремонского кафедрального собора, чье учение он прославил в четырех последующих публикациях. Возможно, эти уроки были частными: нет никаких записей о том, что Монтеверди пел в хоре кафедрального собора. Но Ингегнери, прекрасный композитор, тщательно обучил своего ученика контрапункту и постановке текста с помощью трехголосных мотетов, четырехголосных духовных мадригалов, трехголосных канцонетт и двух сборников пятиголосных мадригалов. Предположительно, Монтеверди брал уроки вокала – позже он преподавал пение – и, конечно же, игры на струнных инструментах (виоле и виола да браччо). Он был амбициозен и публиковал свою музыку в Венеции в типографии Анджело Гардане (мотеты и пятиголосные мадригалы), Джакомо Винченти и Риккардо Амадино (канцонетты): только духовные мадригалы издавались на месте, в Брешии. Когда он стал достаточно взрослым, чтобы искать работу, он сначала обратился к Вероне (его первая книга пятиголосных мадригалов была посвящена 27 января 1587 года графу Марко Верита, известному тамошнему меценату), а затем в Милан, где он играл на виоле да браччо для Джакомо Рикарди, которому он посвятил свою вторую книгу (последнее упоминание об Ингегнери) датировано 1 января 1590 года. Наконец, он был назначен "советником вивуолы" при Винченцо I Гонзаге, герцоге Мантуи.
Монтеверди переехал в близлежащую Мантую в 1590 или 1591 году. Гонзага наняли для придворной службы отборную группу музыкантов во главе со знаменитым Джачесом де Вертом, чье влияние сразу же проявляется в третьей книге мадригалов Монтеверди, посвященной герцогу Винченцо 27 июня 1592 года. Поэты и художники, связанные с Мантуей и близлежащей Феррарой (Гонзага были тесно связаны с герцогами Эсте), также создавали благоприятную среду: стихи Тассо и, в частности, Гуарини (чье знаменитое произведение "Пастор Фидо" планировалось исполнить в Мантуе в начале 1590-х годов) оказали мощное влияние, как и музыкальная среда о Ферраре и ее певцах-виртуозах. Третья книга также укрепила связь с венецианским печатником Риккардо Амадино, которая длилась более 20 лет. В Мантуе Монтеверди начал свою карьеру с низов, освоив профессию придворного музыканта, и это положение было подчеркнуто его женитьбой (20 мая 1599 года) на придворной певице Клаудии Каттанео, дочери его коллеги по струнному оркестру Джакомо. Но репутация Монтеверди росла: четыре его канцонеты были опубликованы Антонио Морсолино (1594), а три года спустя шесть мадригалов были напечатаны во Фьори дель Джардино (Нюрнберг, 1597). Теперь его музыку отправляли в Феррару (четыре канцонетты в конце 1594 года), и он посвятил бы свою следующую книгу мадригалов Альфонсо II д'Эсте, если бы герцог не умер в конце 1597 года. Монтеверди пользовался достаточным уважением, чтобы возглавить трех других музыкантов, сопровождавших герцога Винченцо в его походе против турок в Венгрию (июнь–ноябрь 1595 года), где он, возможно, познакомился с флорентийским меценатом и теоретиком Джованни де Барди, и стать частью его свиты во время поездки во фламандский город Спа в июне–октябре 1599 года, когда Монтеверди, как сообщается, открыл для себя "французскую песнь" (смысл остается неясным). Вероятно, он был в числе музыкантов, сопровождавших герцога Винченцо во Флоренцию на торжества по случаю свадьбы Марии Медичи и Генриха IV в октябре 1600 года, в том числе на оперу Якопо Пери "Эвридика". Его неудача на посту преемника Верта в 1596 году – этот пост достался более старшему Бенедетто Паллавичино – вероятно, была скорее вопросом старшинства, чем таланта. В 1598 году опера Гуарини "Пастор Фидо" была представлена в Мантуе на трех сценах, последняя из которых состоялась 22 ноября перед визитом Маргариты Австрийской, невесты короля Испании Филиппа III; свадьба была отпразднована в Ферраре неделей ранее (Филипп III был представлен по доверенности) с герцогом Винченцо (двоюродным братом Маргариты). Ее визит в Феррару совпал с исполнением мадригалов Монтеверди и других современных исполнителей, спонсируемых дилетантом Антонио Горетти, что вызвало так называемый спор Артузи–Монтеверди. Джованни Мария Артузи, болонский каноник и теоретик консервативной музыки, начал свою атаку в своей книге "Искусство Moderna musica" (1600), за которой последовала вторая часть "Искусства Moderna Musica" (1603). Его взгляды были прикованы не только к Монтеверди – к теоретику Эрколе Боттригари относятся более сурово, – но и к молодому композитору, который был легкой мишенью. Л'Артузи цитирует отрывки из анонимных мадригалов, позже опубликованных Монтеверди (в его четвертой и пятой книгах), критикуя их неправильные диссонансы и модальные несоответствия. Первоначально Монтеверди защищал (согласно Второй части книги искусства) неизвестный ученый по прозвищу “Л'Оттузо”. Он сам вступил в борьбу, опубликовав постфактум к своей пятой книге (1605), дополненный дихотомией, добавленной Джулио Чезаре Монтеверди к его "Музыкальным скерциям1607", в качестве манифеста "второй практики". Здесь он обещал написать трактат под названием Moderna pratica, "Вторая практическая работа о совершенстве современной музыки". Монтеверди не был теоретиком, и его ссылки на гуманистическую музыкальную мысль кажутся случайными и конъюнктурными. Но идея двух практик, в первой из которых музыка является доминантой речи, а во второй речь является доминантой музыки, оправдывала контрапунктическую вольность на службе выражения текста и позволяла различным стилям сосуществовать с разными целями, предлагая замечательное решение эстетических дилемм позднего Ренессанса.. Артузи ответил (как Антонио Браччино да Тоди) еще в двух трактатах (сохранился только один из 1608 года), но смягчил тон. Эта полемика едва ли нанесла ущерб карьере Монтеверди, хотя, возможно, и привела к 11-летнему перерыву между публикацией третьей и четвертой книг "мадригалов" (хотя третья книга за это время была переиздана трижды). Действительно, после смерти Паллавичино 26 ноября 1601 года Монтеверди был наконец назначен маэстро музыки герцога Винченцо Гонзага. 10 апреля 1602 года он получил мантуанское гражданство и переехал в дом поближе к герцогскому дворцу (в приходе Сан-Пьетро).; он также отпраздновал свое повышение на титульных страницах своей четвертой книги мадригалов (посвященной Академии бесстрашных, Феррара, 1 марта 1603 года) и пятой (герцогу Винченцо Гонзага, 30 июля 1605 года). Монтеверди теперь был известен далеко за пределами Копенгагена (шесть мадригалов были включены в две антологии Мельхиора Борхгревинка, 1605 и 1606), а итальянский поэт Томмазо Стилиани включил мадригал, восхваляющий его ("О сирене фиумской", "Адорни чигни"), в свой сборник "Рим" (Венеция, 1605). Его придворные обязанности включали преподавание (тенор-виртуоз Франческо Кампаньоло, а с середины 1603 года - юное сопрано Катерина Мартинелли), руководство женским вокальным ансамблем и театральную композицию, в том числе бал "Любовь Дианы и Эндимиона" для карнавала 1604-1605 годов и оперу "Орфей" по заказу принца Франческо Гонзага, наследник престола, на карнавале 1606-1607 годов. "Орфей" был поставлен перед Академией Инвагити 24 февраля 1607 года и по крайней мере один раз был повторен при дворе (1 марта; планировалось также третье представление). Друг Монтеверди Керубино Феррари, автор двух восхвалений в пятой книге мадригалов, высоко оценил ее, когда композитор посетил Милан в августе, и партитура была опубликована в Венеции в 1609 году (22 августа она была посвящена Франческо Гонзага). Кроме того, в период с 1614 по 1619 год в Зальцбурге было проведено несколько спектаклей, вероятно, благодаря присутствию там виртуозного тенора Франческо Раси, который исполнял заглавную партию в Мантуе. После отправки своих музыкальных скерциев (посвященных Франческо Гонзага 21 июля 1607 года) Монтеверди вернулся в Кремону; его жена была больна, и за ней ухаживал его отец. Он все еще сочинял, отправив 28 июля один сонет герцогу Винченцо в Геную и пообещав еще один; возможно, оба они были включены в шестую книгу мадригалов. Его растущая известность очевидна: первые четыре книги мадригалов были переизданы в Венеции (пятая была уже во втором улучшенном издании); 10 августа 1607 года он был принят в Академию анимози в Кремоне; в начале сентября в Милане были опубликованы "духовные контрапункты" его мадригалов Аквилино Коппини (еще два тома вышли в 1608 и 1609 годах). Но смерть Клаудии 10 сентября (она была похоронена в Назаро-и-Сельсо) стала тяжелым ударом, оставив его единственным опекуном троих детей (еще одна дочь умерла вскоре после рождения): Франческо Бальдассаре (родился 27 августа 1601 года), Леоноры Камиллы (родился 20 февраля 1603 года) и Массимилиано Джакомо. (родился 10 мая 1604 года). Ему очень не хотелось возвращаться в Мантую, но 24 сентября он получил официальное приглашение от придворного чиновника Федерико Фоллино "снискать величайшую славу, какая только может быть у человека на земле", на предстоящих торжествах по случаю свадьбы принца Франческо Гонзага и Маргариты Савойской. Монтеверди должен был сочинить несколько интермедий к пьесе Габриэлло Чиабреры "Тропика", спетый и станцеванный бал неблагодарных и новую оперу "Арианна". Вероятно, он начал работать над "Арианной" в конце октября 1607 года, когда ее либреттист Оттавио Ринуччини посетил Мантую (он прибыл 23-го). Теперь Монтеверди столкнулся с конкуренцией со стороны флорентийца Марко да Гальяно, привезенного в Мантую меломанским принцем (с декабря 1607 года кардиналом) Фердинандо Гонзага: "Дафна" Гальяно была исполнена на карнавале 1607-1608 годов, и Монтеверди с горечью писал (2 декабря 1608 года) о наградах, полученных его соперником. И "Арианна", и "Бал неблагодарных" были пересмотрены по приказу герцогини Элеоноры Медичи-Гонзага: она внимательно следила за свадебными торжествами, которые в настоящее время готовятся во Флоренции. Кризис также был вызван в начале марта смертью от оспы молодой сопрано Катерины Мартинелли, которая должна была играть Арианну: ее заменила известная актриса Вирджиния Рампони-Андреини ("Флоринда"), участница труппы Comici Fedeli, с которой был заключен контракт на участие в мантуанских торжествах. Опера, поставленная 28 мая, имела большой успех: Андреини растрогал публику до слез в "Плаче Арианны", единственной сохранившейся части оперы. Возможно, "Плач" был добавлен в оперу специально для того, чтобы подчеркнуть талант Андреини.
Монтеверди провозгласил свою новую позицию в своей шестой книге мадригалов, опубликованной в середине 1614 года (что примечательно, без посвящения). Сан-Марко, безусловно, был престижным, учитывая его центральную роль в венецианском ритуале, хотя знаменитое музыкальное заведение пришло в упадок из-за неэффективных маэстро: Монтеверди реорганизовал капеллу, пополнил ее библиотеку (в 1614 году он приобрел партитуры Палестрины, Сориано и Лассуса, среди прочих) и нанял новых музыкантов. Тот факт, что в его письмах в Мантую так подчеркивались хорошие условия его работы в Венеции, возможно, был вызовом для его бывших работодателей. Но его обязанности по составлению и исполнению были четко определены, и многие из них можно было перепоручить помощникам; его уважали и хорошо относились к нему; его хорошая зарплата регулярно дополнялась ex gratia; и в городе была богатая добыча от внештатной работы. Об обязанностях Монтеверди в Сан-Марко можно судить по его письмам и другим источникам; там, где у нас есть точные детали, они, несомненно, являются верхушкой айсберга. Что касается особых праздников, то он должен был руководить, а часто и сочинять музыку для Страстной недели и Пасхи (1615, 1619), праздника Святого Марка (25 апреля 1627), праздника Святого Креста (3 мая 1618), Дня Вознесения Господня (месса и вечерня, плюс кантата к церемонии бракосочетания Венеции с морем; 1618), Праздникам Искупителя (1620) и Святой Иустины (годовщина победы при Лепанто; 7 октября 1627 года), День всех святых (1620), а также месса и вечерня в канун Рождества (1616, 1627, 1633). Каждый год он исполнял музыку для четырех государственных банкетов (например, в День Святого Вита, 15 июня, в 1623 и 1626 годах) и для других венецианских церквей: вечерни в соборе Святого Джованни Элемозинарио 24 июня 1620 года; праздника святого Карла Борромео, отмечаемого миланской общиной в соборе Святой Марии Глориозы деи Фрари 24 июня 1620 года. 4 ноября 1620 года (аналогично в 1635 году); Заупокойная месса по великому герцогу Козимо II Медичи, организованная флорентийской общиной в Сан-Джованни-э-Паоло 25 мая 1621 года (описание Джулио Строцци является самым ранним свидетельством тесных отношений с этим венецианским поэтом); и престольный праздник в Скуола Гранде ди Сан-Рокко, по крайней мере, в 1621 году. Август 1623 и 1628 годов. Прокураторы Сан-Марко были довольны своим назначением: 24 августа 1616 года жалованье Монтеверди было увеличено до 400 дукатов. Фердинандо Гонзага, возможно, испытывал некоторые угрызения совести, когда в декабре 1613 года принц Франческо Медичи попросил у него копию "Арианны"; несомненно, кардинал (с 1616 года герцог), по-видимому, сожалел о потере столь выдающегося композитора и предпринял несколько попыток уговорить его вернуться в Мантую. Он также регулярно заказывал музыку Монтеверди, который с радостью использовал свои венецианские обязанности как предлог, но не всегда мог отказаться: он все еще был гражданином и подданным Мантуи. Бал Тирси и Клори (позже вошедший в седьмую книгу мадригалов) был исполнен в Мантуе в январе 1616 года; и хотя предполагаемая опера "Свадьба Тетиды" для свадьбы герцога Фердинандо и Катерины Медичи (февраль 1617 года) осталась незаконченной, Монтеверди поставил пролог к опере Джованни Баттисты Андреини "Маддалена", священному представлению, которое исполнялось в рамках торжеств. Либретто, полученное из Мантуи весной 1618 года, принадлежит Эрколе Марильяни (Marliani). "Андромеда" в конце концов была поставлена на карнавале 1619-1620 годов (с другим балом "Аполлон"), а 13 декабря 1619 года Монтеверди посвятил герцогине Катерине свою седьмую книгу мадригалов, за которую он надеялся получить пособие для своей пенсии; вместо этого он получил ожерелье. Планы отпраздновать день рождения Катерины 2 мая 1620 года постановкой "Арианны" не увенчались успехом, но он написал музыку к карнавалу 1620-21 годов и поставил по крайней мере две интермедии к опере Марильяни "Три костанти", поставленной в начале 1622 года в честь бракосочетания Элеоноры Гонзага и императора Фердинанда II. Монтеверди поддерживал контакты и в других частях Италии. В 1614 году он отправил экземпляр своей шестой книги и другие ноты поэту Анджело Грилло (Ливио Челиано), корреспонденту "Мантуанской таймс"; в 1617 году Ринуччини пригласил его посетить Флоренцию; в 1619-20 годах он выступал в качестве агента Паоло Джордано Орсини, герцога Браччано, для издания книги Франческо Петратти "Жизнь и творчество". Главный библиотекарь мира; 13 июня 1620 года он присутствовал на собрании Академии Флориди Адриано Банчиери в Болонье (в 1625 или 1626 году он стал почетным членом ее преемницы, Филомузи).; а в 1623-1624 годах он посылал ноты Чезаре д'Эсте, герцогу Моденскому. Он также привлек к себе внимание нескольких венецианских меценатов: в январе 1620 года во дворце Джованни Маттео Бембо был поставлен "Плач Аполлона"; в марте 1620 года он отметил свою регулярную службу в частной оратории Марч'Антонио Корнаро; в октябре 1622 года Лоренцо Джустиниани поручил ему набрать труппу комедии Андреини; и в январе 1620 года в театре Танкреди э "Клоринда" была исполнена во время карнавального представления, организованного Джироламо Мочениго в 1624 году (то есть карнавал? 1624-1625). "Боевое знамя" было опубликовано только в восьмой книге мадригалов Монтеверди в 1638 году. После выхода шестой книги в 1614 году, седьмой в 1619-м, "Плача Арианны" в 1623-м и "Музыкальных скерциев" в 1632 году публикации Монтеверди значительно замедлились: ему больше не нужно было делать себе имя в печати. Однако более ранние книги мадригала регулярно переиздавались как в Венеции (Бартоломео Магни, издатель седьмой книги, переиздал книги 1-7 в 1620-1622 годах), так и в Антверпене (Пьер Фалез переиздал книги 3-5 в 1615 году). Отдельные работы были также включены в коллекции, собранные в Ломбардии (Ala, 1618; Джулио Чезаре Бьянки, бывший ученик Монтеверди, 1620, 1620; Кальви, 1620-1621, из Рима (Саммаруко, 1625) и Неаполя (Сабино, 1627), из Венето (Лаппи, 1623; Ансельми, 1624) и с севера Альп (Грубер, 1615; Бонометти, 1615; Донфрид, 1622, 1627), а также в некоторых произведениях венецианских коллег и сподвижников (Джованни Баттиста Камарелла, 1623; Карло Милануцци, 1624; Леонардо Симонетти, 1625). Любопытно, что Монтеверди не публиковал ни одной крупномасштабной духовной коллекции до ретроспективы Selva morale e spirituale 1640-1641 годов; большая часть духовной музыки, должно быть, также была утрачена. Отец Монтеверди умер 10 ноября 1617 года, а его тесть - 24 апреля 1624 года; начались юридические споры из-за имущества Каттанео, включая дом и 19 инструментов. Его собственные сыновья Франческо и Массимилиано вызывали некоторое беспокойство. В 1619 году он перевез Франческо, который изучал право в Падуанском университете, в Болонью за то, что тот проводил слишком много времени в музыкальных кругах. Массимилиано также был зачислен в семинарию в Болонье в 1619 году, а в 1621-1622 годах учился на медика; он окончил университет в 1626 году и переехал в Мантую, но в сентябре 1627 года был арестован инквизицией за чтение запрещенных материалов (Монтеверди продал под залог ожерелье, полученное за седьмую книгу мадригалов): дело тянулось больше года. Несмотря на то, что Монтеверди стремился создать впечатление счастливого человека в Венеции – в 1620 году он быстро развеял слухи о возвращении в Мантую после смерти Санти Орланди, – его соблазнили предложения в других местах. Действительно, он, возможно, все еще мечтал о назначении при дворе, несмотря на все свои трудности в Мантуе. В июле 1623 года Антонио Тарони, бывший мантуанский музыкант, ныне состоящий на службе у короля Польши Сигизмунда III, заметил, что у Монтеверди были разногласия со своими работодателями (и, похоже, коллегами), и предложил ему зарплату в 1000 скудо плюс другие выплаты за переезд в Польшу; Монтеверди дошел до того, что попросил Тарони написать герцогу Фердинандо Гонзаге письмо с просьбой разрешить ему покинуть Италию. Польское предложение, возможно, было повторено во время визита в Венецию наследного принца Владислава Сигизмунда в марте 1625 года: Монтеверди написал мессу для своего визита в Сан-Марко и участвовал в частном музицировании для принца. В августе 1627 года он был вовлечен в интригу, чтобы получить заказ на организацию свадебных торжеств Одоардо Фарнезе, герцога Пармского, и Маргариты Медичи; затем он провел много времени в Парме, работая со своим ассистентом Антонио Горетти над шестью промежуточными выступлениями и турниром (он также продюсировал маскарату для карнавала 1627-1628). В конце концов празднества состоялись в декабре 1628 года и прошли с некоторым успехом, несмотря на холодную погоду. Его растущее знакомство с Габсбургами в Вене, чему, возможно, способствовало присутствие там мантуанских музыкантов, поощряемых Элеонорой Гонзага, также может отражать желание вернуться ко двору. Неудивительно, что прокураторы были встревожены и приказали вернуть его из Пармы в ноябре 1627 и декабре 1628 годов. Он также был анонимно осужден за выражение симпатий к Габсбургам некоторое время спустя после 1623 года. В остальном Монтеверди дожил до спокойного среднего возраста, увлекаясь алхимией в 1625-1626 годах, редактируя четырехголосные мадригалы Аркадельта (Рим, 1627) и приглашая иностранных музыкантов, в том числе Генриха Шютца во время его второго визита в Венецию (1628-1629): Шютц почтил Монтеверди в Es steht Gott auf – переработке Armato il дуэт Адамантины Феде и Зефиро Торны "с таким акцентом" – опубликован в его "Священной симфонии второй части" (1647). Монтеверди продолжал сочинять: драматическую кантату "Армида аббандоната" (1626-1677).; камерная музыка для английского посла и музыка к празднику Богоматери на горе Кармель, оба - 17 июля 1627 года; музыка для банкета в Кьодже 22 сентября 1627 года; пять сонетов Джулио Строцци ("Чинкве Фрателли") в честь великого герцога Фердинандо II и принца Джованни Карло Медичи в честь великого князя Фердинандо II. банкет в Арсенале 8 апреля 1628 года; музыка для монахинь в Сан-Лоренцо в начале 1630 года; канцонетта, вероятно, для Энцо Бентивольо, отправленная 9 марта 1630 года; и короткая опера "Прозерпина рапита", посвященная свадьбе Лоренцо Джустиниани и Джустинианы Мочениго в апреле 1630 года. Заказы из Мантуи замедлились после смерти герцога Фердинандо Гонзага 29 октября 1626 года: вскоре после восшествия на престол герцога Винченцо II была заказана опера "Последний пацца Ликори", но в работе над ее музыкой был достигнут незначительный прогресс. Мысли также обратились к необходимости финансовой безопасности: он неоднократно ходатайствовал о назначении мантуанской пенсии, а в сентябре 1627 года предпринял первую из нескольких попыток стать каноником в Кремоне, чтобы обеспечить себе ежегодный доход. Война за Мантуанское наследство и разграбление Мантуи зараженными чумой имперскими войсками 18-21 июля 1630 года вызвали волну потрясений по всей Италии. Делегация мантуанцев во главе со старым соратником Монтеверди Алессандро Стриджио прибыла в Венецию, невольно заразив город: к осени 1631 года умерло почти 50 000 жителей. Венецианцы запланировали строительство новой церкви в Покрове: церемония закладки церкви Святой Марии делла Салюте 1 апреля 1631 года проходила под музыку Монтеверди, а его месса в честь прекращения эпидемии чумы (21 ноября) включала в себя "Gloria" (с добавлением "trombe squarciate"), позже опубликованную в "Selva morale". Это были трудные времена: Монтеверди дал обет посетить Лорето, принял монашество 9 марта 1631 года и 16 апреля 1632 года стал священником – отсюда название "Reverendo" в его второй книге "Музыкальных скерциев" (посвящение издателя датировано 20 июня 1632 года). Было ли это связано с набожностью – Монтеверди никогда не бывал в Лорето – или с удобством, остается неясным. Несомненно, кремонская бенефиция, полученная благодаря вмешательству императора Фердинанда II, поощряемому его женой Элеонорой Гонзага в декабре 1633 года, принесла ему доход от связанной с ней собственности. В 1633 году к Монтеверди обратился теоретик Джованни Баттиста Дони, чтобы узнать его взгляды на современную музыку; в двух письмах к Дони (22 октября 1633 года, 2 февраля 1634 года) говорится о его намерении завершить давно обещанный трактат о "второй практике" (теперь он называется "Мелодия, вторая музыкальная практика"), а также о том, что он по-прежнему намерен работать над "второй практикой". по словам его почитателя Маттео Каберлоти, он все еще работал над ней после своей смерти. Две арии были включены в антологию Алессандро Винченти (1634), и он же написал музыку для Академии искусств Джулио Строцци в Венеции в 1637-1638 годах. Связи с Габсбургами в Вене стали еще более тесными: он написал "Бал, посвященный дню бессмертия", возможно, по случаю избрания императора Фердинанда III в конце 1636 года; пересмотренный "Бал неблагодарных в Вене", возможно, относится к этому периоду (не к 1628 году); и большая часть восьмой книги, Мадригалы "Воины и любовники" связаны с новым императором (посвящение ему датировано 1 сентября 1638 года). Элеонора Гонзага, в свою очередь, была посвященной "Морали и духовности Сельвы" (1 мая 1641 года). Мы не знаем, отражает ли рукопись оперы "Ритуальное действо Юлиссы в отечестве", которая сейчас находится в Вене, также связи, существовавшие в то время. Вклад Монтеверди в создание новой "публичной" оперы в Венеции (основанной в 1637 году) был замечательным по любым меркам, не говоря уже о том, что ему было за 70. Он возродил "Арианну" для премьеры оперы в Театре Моисея на карнавале 1639-40 годов, а позже в том же сезоне поставил "Ритуальное действо Юлисса" в театре Кассиано: затем она была поставлена в Болонье и возобновлена в Венеции на карнавале 1640-41 годов. Его вторая венецианская опера "Свадьба Энеи и Лавинии" (театр Джованни и Паоло, карнавал 1640-41) утрачена; в предисловии к сценарию анонимного либреттиста (а не Джакомо Бадоаро, как считалось ранее) восхваляются драматические способности Монтеверди. Третья его работа, "Коронация Поппеи" ("Джованни и Паоло", карнавал 1642-1643), со знаменитой Анной Ренци в роли Октавии, стала поразительным достижением. Не вся музыка в сохранившихся источниках (начиная с 1650-х годов), вероятно, принадлежит перу Монтеверди, а финальная сцена, вероятно, была поставлена Франческо Сакрати, но это знаменует блестящее завершение его карьеры. После того как весной и летом Поппея Монтеверди совершила шестимесячную поездку в Ломбардию и Мантую, он еще раз попытался гарантировать себе мантуанскую пенсию, о чем также говорится в его последнем сохранившемся письме дожу Франческо Эриццо в августе 1643 года. Он скончался в Венеции 29 ноября после девятидневной болезни и был похоронен со всеми почестями во Фрари, музыкальным руководителем которого был его ассистент и возможная замена в Сан-Марко Джованни Роветта. Вскоре после этого состоялась поминальная служба с музыкой, организованная Джованом Баттистой Маринони. Работы, оставшиеся незавершенными после его смерти, включали бал в Пьяченце для карнавала 1643-1644 годов (один из них уже был исполнен там 7 февраля 1641 года), его трактат и, возможно, еще одну оперу Гомера "Улисс эрранте", которую в конечном итоге поставил Франческо Сакрати. В 1634 году Маринони издал памятный сборник стихов "Fiori poetici", в который вошла надгробная речь Каберлоти. Возможно, в старости Монтеверди стал капризным, о чем свидетельствует неприятный спор с певцом Доменико Альдегати в июне 1637 года. Его многочисленные письма (сохранилось по меньшей мере 127), большинство из которых были адресованы секретарям мантуанского двора Алессандро Стриджио (либреттисту "Орфея") и Эрколе Марильяни (или Марлиани), свидетельствуют о том, что он мог быть как трудным, так и гордым человеком; в них также содержится много откровенных замечаний о музыке и музыкантах. Однако более благородная сторона видна в его портрете кисти Бернардо Строцци (в настоящее время находится в Государственном музее музыки в Вене, а вторая версия - в музее Фердинанда в Инсбруке), который послужил образцом для гравюры, озаглавленной "Поэтический мир Фиори". ("Комическое пение" Доменико Фетти, когда-то считавшееся произведением Монтеверди, вероятно, представляет актера Тристано Мартинелли.) Есть и другие свидетельства его остроумия и юмора, не в последнюю очередь в его музыке. Безусловно, посвященные ему стихи и музыка, а также почетные упоминания в трактатах, начиная с Банчиери, свидетельствуют о его профессиональном статусе. Как и необычное количество посмертных публикаций, включая "Мессу и салми" (посвящение датировано 11 декабря 1649 года) и девятую книгу мадригалов (27 июня 1651 года). В 1651 году "Поппея" была возрождена в Неаполе в Фебиармоническом оркестре. Его музыка была широко скопирована в североевропейские и английские рукописи, а его мадригалы широко распространялись в Германии. Его влияние на более поздних композиторов эпохи барокко, как в Венеции, так и за ее пределами, еще предстоит полностью документировать, но оно, несомненно, было значительным. Старший сын Монтеверди Франческо присоединился к певцам Сан-Марко в июле 1623 года и фигурирует в списках вплоть до 1677 года, несмотря на все попытки Монтеверди сделать его юристом. Есть свидетельства его выступлений в Сан-Марко на Страстной неделе 1615 года и в канун Рождества 1618 года; в Сан-Петронио, Болонья, в октябре 1619 года; в Реквиеме по великому герцогу Козимо II в 1621 году; и в "Турнире Эрмиона" Джованни Феличе Санчеса (1636, Падуя). Две его короткие арии сохранились в "Кварто скерцо делле ариозе вагезе" Милануцци (переиздание 1624 года). Второй сын Монтеверди, Массимилиано, врач, умер в Кремоне 14 октября 1661 года.
Ноты сочинений Клаудио Монтеверди на сайте библиотеки IMSLP