Монтеверди, Джулио Чезаре
1573 - 1631

Назад

Monteverdi, Giulio Cesare

  • Дата рождения: 31 января 1573
  • Место рождения: Кремона
  • Дата смерти: около 1630–1631
  • Место смерти: Сало, озеро Гарда

Биография

Джулио Чезаре Монтеверди — итальянский композитор, органист и музыкальный писатель, младший брат Клаудио Монтеверди. В 1600 году он кратковременно занимал должность органиста в кафедральном соборе Мантуи. В августе 1602 года находился на службе у герцога Мантуи.

В 1608 году Джулио написал музыку для четвёртого интермедии к пьесе Гуарино L’Idropica («Гидропика»), слова написал поэт Киабрера; музыка не сохранилась. Пьеса была исполнена 2 июня 1608 года на свадебных торжествах при дворе Гонзага в Мантуе.

В 1609 году он был назначен капельмейстером при Франческо Гонзага, тогдашнем губернаторе Монферрато, и в этой должности создал оперу Il rapimento di Proserpina («Похищение Персефоны», либретто Эрколе Марильяни) для дня рождения жены Франческо; премьера состоялась в Казале Монферрато в 1611 году, музыка не сохранилась.

В 1612 году Джулио, вместе с братом Клаудио и другими художниками, был уволен с службы семьи Гонзага. Вскоре он стал органистом главного храма в Кастеллеоне, недалеко от Кремы, где, по-видимому, оставался до 10 апреля 1620 года, когда был назначен капельмейстером собора Сало. Предположительно умер от чумы в 1630–1631 годах.

Творчество

Сохранившиеся произведения Джулио Чезаре Монтеверди показывают влияние его брата Клаудио. Его единственная коллекция духовной музыки Affetti musici, ne quali si contengono motetti a 1–4 et 6 voci, per concertarli nel basso per l’organo («Музыкальные аффекты, в которых содержатся мотеты для 1–4 и 6 голосов с сопровождением органа», Венеция, 1620) включает 25 мотетов в манере концертато для небольшого числа голосов. Эти произведения лишены светских влияний, но отличаются приятной мелодичностью.

Сохранился также мадригал для трёх голосов с бассо континуо, а два его произведения вошли в трёхголосную книгу брата Scherzi musicali (1607), каждое с трёхчастным ритурнелло. Они stylistically очень близки к остальным композициям книги.

Кроме того, Джулио Чезаре важен как редактор книги Scherzi musicali, включивший в неё подробное пояснение Dichiaratione («Объяснение») идей Клаудио Монтеверди, изложенных в предисловии к его пятой книге мадригалов, написанному в ответ на критику Артуси.

Джулио Чезаре Монтеверди, хотя и не оставил большого количества произведений, важен как талантливый духовный композитор, редактор трудов брата Клаудио и участник музыкальной жизни Мантуи и Сало. Его мотеты и роль редактора Scherzi musicali способствовали сохранению и распространению идей Клаудио Монтеверди о тексто-экспрессивной музыке и стиле seconda pratica.

Произведения

  • Affetti musici, ne quali si contengono motetti a 1–4 et 6 voci, per concertarli nel basso per l’organo («Музыкальные аффекты, в которых содержатся мотеты для 1–4 и 6 голосов с сопровождением органа», Венеция, 1620)
  • Мадригал для трёх голосов с бассо континуо
  • Два произведения в трёхголосной книге Scherzi musicali («Музыкальные шутки», 1607) брата Клаудио Монтеверди
  • Музыка для четвёртого интермедии к пьесе L’Idropica («Гидропика»), 1608 (не сохранилась)
  • Опера Il rapimento di Proserpina («Похищение Персефоны», 1611, музыка не сохранилась)

Ноты сочинений Джулио Чезаре Монтеверди на сайте библиотеки IMSLP