Монтесардо, Джироламо
1570 - 1620

Назад

Montesardo, Girolamo

  • Дата рождения: около 1570-х
  • Место рождения: Монтесардо, недалеко от Алессано
  • Дата смерти: после 1620
  • Место смерти: предположительно Неаполь

Биография

Джироламо Монтесардо (настоящее имя Мелкарне, встречается также вариант Мускарини) — итальянский композитор и певец, выходец из Апулии. Он был членом духовного сословия. Его фамилия «Монтесардо» связана с местом происхождения, а настоящая фамилия была Мелкарне.

Первое сохранившееся произведение композитора было опубликовано во Флоренции в 1606 году, хотя оно явно не было его дебютом. 11 апреля 1607 года он поступил певцом на службу в базилику Сан-Петронио в Болонье, где работал до сентября, получая жалование в шесть лир в месяц. С 16 января по 16 ноября 1608 года Монтесардо занимал должность капельмейстера в Фано, а в 1609 году — в кафедральном соборе Анконы. К 1611 году он жил в Неаполе, и существует предположение, что в 1619 году он был капельмейстером в Лечче.

Творчество

Монтесардо вошёл в историю музыки как изобретатель (по крайней мере, по собственному утверждению) упрощённой буквенной нотации аккордов для игры на пятиструнной гитаре в технике расгреадо. Вероятно, эта система была основана на схожем приёме, уже существовавшем в Испании. Эта нотация получила в Италии широкое распространение на протяжении XVII века и использовалась как для аккомпанемента к песням, так и для сольного исполнения.

В своём сборнике "Nuova inventione d’intavolatura per sonare li balletti sopra la chitarra spagnuola senza numeri e note" («Новое изобретение табулатуры для игры баллетов на испанской гитаре без чисел и нот») Монтесардо представил свою систему. В сборник вошли популярные танцы и гармонические схемы, такие как "Ruggiero", "bergamasca", "folia" и "Ballo del gran duca". Это было первое итальянское издание, включившее "ciaccone" («чакону») и "passacaglias" («пасакалью»); последние были отождествлены с риторнелло.

Хотя Монтесардо писал главным образом полифоническую духовную музыку и мадригалы, он занимает особое место в ранней истории монодии. Его сборник "L’allegre notti di Fiorenza" («Весёлые ночи Флоренции»), посвящённый Пьеру Франческо Барди, организован как музыкальные «вечера», будто проходившие на разных площадях города. В нём наряду с произведениями Монтесардо в новом стиле (а также пьесами для двух–четырёх голосов с бассо континуо) опубликованы сольные песни Якопо Пери и Джулио Каччини, а также четырёхголосные мадригалы других флорентийских авторов.

Его сборник "I lieti giorni di Napoli" («Счастливые дни Неаполя») также обнаруживает прочные связи с флорентийской школой: пролог к нему близок по поэтике и музыке к ранним операм, а использование стихов Кьябреры сближает его с новыми тенденциями. Этот труд можно считать первой попыткой ввести монодический стиль в Неаполь. В издании встречаются разнообразные произведения, в том числе «эхо-песня» и три канона-головоломки.

Возможным родственником Монтесардо был Гервизио Мелкарне, два мадригала которого вошли в восьмую книгу мадригалов Джованни де Ненна (1618).

Произведения

  • "El primo libro de la canciones villanellas" («Первая книга вилланелл») (Венеция, 1606), утрачен.
  • "Nuova inventione d’intavolatura per sonare li balletti sopra la chitarra spagnuola senza numeri e note" («Новое изобретение табулатуры для игры баллетов на испанской гитаре без чисел и нот») (Флоренция, 1606).
  • "Ecclesiastici concentus" («Церковные концерты»), 1–8 голосов, basso continuo, op.8 (Венеция, 1608).
  • "L’allegre notti di Fiorenza … dove intervengono i più eccellenti musici di detta città" («Весёлые ночи Флоренции … где участвуют лучшие музыканты города»), 1–5 голосов (Венеция, 1608).
  • "Madrigali in due stili" («Мадригалы в двух стилях») (Венеция, 1609), утрачен.
  • "I lieti giorni di Napoli: concertini italiani in aria spagnuola con le lettere dell’alfabeto per la chitarra" («Счастливые дни Неаполя: итальянские концертино в испанской арии с буквенной нотацией для гитары»), 1–3 голоса, op.11 (Неаполь, 1612).
  • "Amphiteatrum angelicum divinarum cantionum" («Ангельский амфитеатр божественных песнопений»), 1–8 голосов, op.12 (Венеция, 1612).
  • "Paradiso terrestre con motetti diversi e capriciosi" («Земной рай с различными и прихотливыми мотетами»), 1–5 голосов (Венеция, 1619), утрачен.
  • "Motetti" («Мотеты»), 2–4 голоса, утрачен.
  • "Vespri, con messa" («Вечерня с мессой»), 4 голоса, утрачен.
  • 2 мотета для 8 голосов (1613).
  • 2 мотета для 3 голосов (1616).

Ноты сочинений Джироламо Монтесардо на сайте библиотеки IMSLP