Монтелла, Джованни Доменико
1570 - 1607
Назад

Джованни Доменико Монтелла (Giovanni Domenico Montella) - итальянский композитор, лютнист и органист
- Родился в 1570 году - Неаполь.
- Умер в январе 1607 г. - Неаполь.
Наряду с Джованни ди Макке, Дентиче и Джезуальдо он был одной из самых важных фигур в неаполитанской музыке последней четверти XVI века. В конце 1580-х годов он был лютнистом в академии дона Фабрицио Джезуальдо и в этот период работал в тесном сотрудничестве со своим учителем Маком. В 1591 году Монтелла стал лютнистом в капелле испанского вице-короля в Неаполе, где с 1599 года он снова служил под руководством Макка, не только как лютнист, но и как органист. Он работал вместе с Дж.М. Трабачи и Асканио Майоне, а также Макке - сотрудничество, которое, по-видимому, способствовало его исключительной продуктивности: все его 19 публикаций, кроме двух, появились в период с 1600 по 1607 год. Монтелла опубликовал значительное количество произведений светской музыки, из которых, к сожалению, сохранилось только около половины. В современном издании ни одно из них не является широко доступным, и его стиль, который, по–видимому, занимает центральное место в неаполитанской школе, поэтому мало изучен. Тексты его мадригалов имеют популярный колорит, напоминающий вилланеллу. Мадригалы делятся на три группы: первая и вторая книги для пяти голосов (1594-1596); с третьей по шестую книги для пяти голосов (1602-1604); седьмая и восьмая книги для пяти голосов и две книги для четырех голосов. В первые две книги, обе посвященные будущему королю Испании Филиппу III, вошли тексты известных поэтов Тассо и Парабоско, а также местных поэтов, включая самые ранние переложения стихов Дж. Б. Марино до их публикации в 1602 году. Для второй группы характерно более широкое использование хроматизма и более смелое использование диссонанса, что больше напоминает стиль Джезуальдо, чем Макка. Более новая стихотворная форма "квинарио" впервые появляется в шестой книге. В последней группе Монтелла отходит от более хроматичного и диссонирующего стиля второй группы. Эти произведения выдержаны в более популярном гомофоническом стиле с частыми изменениями размера, иногда с короткими имитационными мотивами, чтобы придать интерес текстуре. В первой книге мадригалов на четыре голоса, опубликованной в 1604 году, особое место занимают стихи Дж. Б. Марино (действие происходит в первых 12 произведениях, за которыми следует переложение на стихи Ансальдо Чебы "оттонарио"). Вторая книга для четырех голосов была опубликована посмертно и посвящена преимущественно стихам Дж. Б. Гуарини. Переложения Марино и Гуарини также встречаются в двух последних книгах пятиголосных мадригалов. Стихи флорентийских поэтов Кьябреры и Ринуччини из восьмой книги, опубликованной посмертно, свидетельствуют о том, что они были осведомлены о событиях, происходивших в то время в Северной Италии. Шесть трехчастных "laude" Мико Монтелли в "Темпио армонико" Джовенале Анчины (1599) напоминают по стилю "вилланеллы": случайные имитационные пассажи с верхними голосами в 3-х нотах на фоне баса оживляют гомофоническую структуру. Четырехчастная "lauda Se mai vergine pia" Монтеллы, появившаяся в 1600 году в "Новой лаудиевой ариозе", звучит более личностно, выражаясь через хроматизм и экспериментальные гармонии. Последняя тенденция также присутствует в восьмичастных полихоральных мотетах и мессах 1600 года, более лирические аспекты которых отличают Монтеллу от Трабачи и Майоне. Пятиголосные мотеты 1603 года, хотя и более консервативные по стилю, показывают, что он был мастером контрапунктических приемов: в "Terribilis est locus" внешние голоса поют двойной канон на фоне cantus firmus тенора, а "Ad Dominum cum tribular clamavi" - строгий тройной канон. В "Оплакиваниях" (1602) контрапунктическая изобретательность сочетается с выразительными, подвижными гармониями и соответствующей цветностью.