Итальянский композитор, лютнист и органист, один из самых значимых представителей неаполитанской музыки в последней четверти XVI века. Вместе с Джованни ди Макке, Дентиче и Гезуальдо он формировал музыкальное пространство Неаполя конца XVI века.
В конце 1580-х годов Монтелла работал лютнистом в академии дона Фабризио Гезуальдо, тесно сотрудничая со своим учителем Джованни ди Макке. В 1591 году он стал лютнистом в капелле испанского вице-короля в Неаполе, а начиная с 1599 года снова служил под руководством Макке, совмещая обязанности лютниста и органиста. Он работал вместе с Г.М. Трабаци и Асканио Майоне, а также с самим Макке, и это окружение стимулировало его к необычайной продуктивности: из 19 опубликованных им сборников 17 появились между 1600 и 1607 годами.
Монтелла скончался в Неаполе в январе 1607 года, оставив богатое наследие как в светской, так и в церковной музыке.
Творчество
Монте́лла создал значительное количество светской музыки, включая мадригалы и вильянеллы, из которых сохранилась примерно половина. Его стиль является центральным для неаполитанской школы конца XVI — начала XVII века. Тексты мадригалов имеют популярный, вильянелльный характер.
Мадригалы делятся на три группы:
Первая и вторая книги для пяти голосов (1594–1596), посвящённые будущему королю Филиппу III Испанскому, с текстами известных поэтов — Тассо, Парабоско, а также местных авторов, включая ранние произведения Джованни Батиста Марино до их публикации в 1602 году.
Третья–шестая книги для пяти голосов (1602–1604), характеризуются усиленным хроматизмом и более смелым обращением с диссонансами, ближе по стилю к Гезуальдо, чем к Макке. В шестой книге впервые появляется новая стихотворная форма — квинарио.
Седьмая и восьмая книги для пяти голосов и две книги для четырёх голосов. Здесь Монтелла отходит от хроматической и диссонирующей манеры второй группы и переходит к более популярному гомофонному стилю с частыми метрическими изменениями и короткими имитационными мотивами, добавляющими интерес к фактуре.
Его первые книги мадригалов на четыре голоса (1604) содержат произведения Джованни Батиста Марино (первые двенадцать), а также произведения в стихах Ансальдо Чеба. Второй сборник на четыре голоса был опубликован посмертно и преимущественно посвящён стихам Г.Б. Гуарини. В последних двух книгах пятиголосных мадригалов также встречаются произведения Марино и Гуарини. В восьмой книге, опубликованной посмертно, использованы стихи флорентийских поэтов Кьябрера и Ринуцци, что демонстрирует знакомство композитора с музыкальными тенденциями Северной Италии того времени.
В церковной музыке Монтелла создал мотеты, мессы, псалмы и духовные лесты, отличающиеся мастерством контрапунктной техники. В некоторых мотетах встречаются строгие двойные и тройные каноны, а Lamentationes (1602) сочетают контрапунктное мастерство с выразительными, «плавающими» гармониями и умеренным хроматизмом.
Произведения
(все произведения опубликованы в Неаполе, если не указано иного)
Священные произведения:
Motectorum et missarum, liber primus, 8vv (Книга мотетов и месс, первая, на восемь голосов) (1600)
Lamentationes et alia ad officium Hebdomadae, 4vv (Плач Иеремии и другое к службам Страстной недели, на четыре голоса) (1602)
Responsoria Hebdomadae Sacrae, 4vv (Ответы Страстной недели, на четыре голоса) (1602)
Motectorum, liber primus, 5vv (Книга мотетов, первая, на пять голосов) (1603)
Psalmi, 4, 8vv (Псалмы, на четыре и восемь голосов) (1605)
Светские произведения:
Primo libro de madrigali, 5vv (Первое собрание мадригалов, на пять голосов) (1594)
Secondo libro de madrigali, 5vv (Второе собрание мадригалов, на пять голосов) (1596)
Terzo libro de madrigali, 5vv (Третья книга мадригалов, на пять голосов) (1602)
Quarto libro de madrigali, 5vv (Четвёртая книга мадригалов, на пять голосов) (1602)
Primo libro de villanelle, 3, 4vv (Первый сборник вильянелл, на три‑четыре голоса) (1602)
Quinto libro de madrigali, 5vv (Пятая книга мадригалов, на пять голосов) (1603)
Sesto libro de madrigali, 5vv (Шестая книга мадригалов, на пять голосов) (1603)
Primo libro de madrigali, 4vv (Первая книга мадригалов, на четыре голоса) (1604)
Secondo libro de villanelle, 2, 4vv (Второй сборник вильянелл, на две‑четыре голоса) (1604)
Settimo libro de madrigali, 5vv (Седьмая книга мадригалов, на пять голосов) (1605)
Terzo libro de villanelle, 2, 4vv (Третья книга вильянелл, на две‑четыре голоса) (1605)
Quarto libro de villanelle, 2, 4vv (Четвёртая книга вильянелл, на две‑четыре голоса) (1606)
Ottavo libro de madrigali, 5vv (Восьмая книга мадригалов, на пять голосов) (1607)
Secondo libro de madrigali, 4vv (Вторая книга мадригалов, на четыре голоса) (1607)