Монтелла, Джованни Доменико
1570 - 1607

Назад

Montella, Giovanni Domenico

  • Дата рождения: около 1570
  • Место рождения: Неаполь, Италия
  • Дата смерти: январь 1607
  • Место смерти: Неаполь, Италия

Биография

Итальянский композитор, лютнист и органист, один из самых значимых представителей неаполитанской музыки в последней четверти XVI века. Вместе с Джованни ди Макке, Дентиче и Гезуальдо он формировал музыкальное пространство Неаполя конца XVI века.

В конце 1580-х годов Монтелла работал лютнистом в академии дона Фабризио Гезуальдо, тесно сотрудничая со своим учителем Джованни ди Макке. В 1591 году он стал лютнистом в капелле испанского вице-короля в Неаполе, а начиная с 1599 года снова служил под руководством Макке, совмещая обязанности лютниста и органиста. Он работал вместе с Г.М. Трабаци и Асканио Майоне, а также с самим Макке, и это окружение стимулировало его к необычайной продуктивности: из 19 опубликованных им сборников 17 появились между 1600 и 1607 годами.

Монтелла скончался в Неаполе в январе 1607 года, оставив богатое наследие как в светской, так и в церковной музыке.

Творчество

Монте́лла создал значительное количество светской музыки, включая мадригалы и вильянеллы, из которых сохранилась примерно половина. Его стиль является центральным для неаполитанской школы конца XVI — начала XVII века. Тексты мадригалов имеют популярный, вильянелльный характер.

Мадригалы делятся на три группы:

  • Первая и вторая книги для пяти голосов (1594–1596), посвящённые будущему королю Филиппу III Испанскому, с текстами известных поэтов — Тассо, Парабоско, а также местных авторов, включая ранние произведения Джованни Батиста Марино до их публикации в 1602 году.
  • Третья–шестая книги для пяти голосов (1602–1604), характеризуются усиленным хроматизмом и более смелым обращением с диссонансами, ближе по стилю к Гезуальдо, чем к Макке. В шестой книге впервые появляется новая стихотворная форма — квинарио.
  • Седьмая и восьмая книги для пяти голосов и две книги для четырёх голосов. Здесь Монтелла отходит от хроматической и диссонирующей манеры второй группы и переходит к более популярному гомофонному стилю с частыми метрическими изменениями и короткими имитационными мотивами, добавляющими интерес к фактуре.

Его первые книги мадригалов на четыре голоса (1604) содержат произведения Джованни Батиста Марино (первые двенадцать), а также произведения в стихах Ансальдо Чеба. Второй сборник на четыре голоса был опубликован посмертно и преимущественно посвящён стихам Г.Б. Гуарини. В последних двух книгах пятиголосных мадригалов также встречаются произведения Марино и Гуарини. В восьмой книге, опубликованной посмертно, использованы стихи флорентийских поэтов Кьябрера и Ринуцци, что демонстрирует знакомство композитора с музыкальными тенденциями Северной Италии того времени.

В церковной музыке Монтелла создал мотеты, мессы, псалмы и духовные лесты, отличающиеся мастерством контрапунктной техники. В некоторых мотетах встречаются строгие двойные и тройные каноны, а Lamentationes (1602) сочетают контрапунктное мастерство с выразительными, «плавающими» гармониями и умеренным хроматизмом.

Произведения

(все произведения опубликованы в Неаполе, если не указано иного)

Священные произведения:

  • Motectorum et missarum, liber primus, 8vv (Книга мотетов и месс, первая, на восемь голосов) (1600)
  • Lamentationes et alia ad officium Hebdomadae, 4vv (Плач Иеремии и другое к службам Страстной недели, на четыре голоса) (1602)
  • Responsoria Hebdomadae Sacrae, 4vv (Ответы Страстной недели, на четыре голоса) (1602)
  • Motectorum, liber primus, 5vv (Книга мотетов, первая, на пять голосов) (1603)
  • Psalmi, 4, 8vv (Псалмы, на четыре и восемь голосов) (1605)

Светские произведения:

  • Primo libro de madrigali, 5vv (Первое собрание мадригалов, на пять голосов) (1594)
  • Secondo libro de madrigali, 5vv (Второе собрание мадригалов, на пять голосов) (1596)
  • Terzo libro de madrigali, 5vv (Третья книга мадригалов, на пять голосов) (1602)
  • Quarto libro de madrigali, 5vv (Четвёртая книга мадригалов, на пять голосов) (1602)
  • Primo libro de villanelle, 3, 4vv (Первый сборник вильянелл, на три‑четыре голоса) (1602)
  • Quinto libro de madrigali, 5vv (Пятая книга мадригалов, на пять голосов) (1603)
  • Sesto libro de madrigali, 5vv (Шестая книга мадригалов, на пять голосов) (1603)
  • Primo libro de madrigali, 4vv (Первая книга мадригалов, на четыре голоса) (1604)
  • Secondo libro de villanelle, 2, 4vv (Второй сборник вильянелл, на две‑четыре голоса) (1604)
  • Settimo libro de madrigali, 5vv (Седьмая книга мадригалов, на пять голосов) (1605)
  • Terzo libro de villanelle, 2, 4vv (Третья книга вильянелл, на две‑четыре голоса) (1605)
  • Quarto libro de villanelle, 2, 4vv (Четвёртая книга вильянелл, на две‑четыре голоса) (1606)
  • Ottavo libro de madrigali, 5vv (Восьмая книга мадригалов, на пять голосов) (1607)
  • Secondo libro de madrigali, 4vv (Вторая книга мадригалов, на четыре голоса) (1607)