Монтеклер, Мишель Пиньоле де
1667 - 1737
Назад
Montéclair, Michel Pignolet de

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Национальность: французский композитор, теоретик и педагог
Мишель Пиньоле был младшим из семи детей ткача Адриена Пиньоля и Сюзанны Галльо. 27 января 1676 года он поступил в хоровую школу собора Лангерса, где учился у Жана-Батиста Моро, директора хора с октября 1681 по февраль 1682 года. После приезда в Париж в 1687 году он добавил к своему имени «Montéclair» (Монтеклер, крепость в Андело), подписываясь как «Pignolet dit Montéclair» (Пиньоль, прозванный Монтеклер) вплоть до 1724 года.
Согласно титульной странице его Nouvelle méthode pour apprendre la musique (Новый метод обучения музыке, 1709), он ранее был «maître de la musique» (мастер музыки) у принца Водемонта, за которым сопровождал в Италию. Детали его итальянской поездки неизвестны.
Монтеклер уже в 1699 году выступал на basse de violon (басовая скрипка) в оркестре Парижской оперы. Он играл настолько хорошо, что был назначен «symphoniste du petit choeur» (симфонист малого хора). В Méthode pour apprendre à jouer de la contre-basse (Метод обучения игре на контрабасе, 1781) Мишель Коррет сообщает, что Монтеклер и Джузеппе Федели «были первыми, кто играл на контрабасе в Парижской опере» вскоре после начала XVIII века (возможно, в опере Гатти Scylla [Сцилла], 1701).
Среди учеников Монтеклера были дочери Франсуа Куперена. Его педагогический подход отличался недогматичностью («Очень трудно давать общие принципы относительно égalité [равенство] и inégalité [неравенство] нот») и порой был современным («Самый надежный способ — заставить детей воспринимать уроки как развлечение»).
В 1721 году Монтеклер и его племянник Франсуа Бувен основали музыкальный магазин на улице rue St Honoré (улица Святого Оноре) в приходе Сен-Эсташ. В 1728 году, после женитьбы Франсуа, Монтеклер продал свою долю за 9000 ливров. После смерти Франсуа в 1733 году магазин, управляемый вдовой, стал одним из важнейших музыкальных магазинов Парижа. Монтеклер прекратил преподавание около 1735 года, но оставался в оркестре Оперы до 1 июля 1737 года, когда получил пенсию от короля. Он никогда не был женат; на момент смерти жил с племянницей и племянником на улице rue des Marmousets (улица Мармусе; ныне rue Chanoinesse, улица Шанонесс) на острове Сите.
Монтеклер, хотя и не был плодовит, писал в большинстве жанров начала XVIII века во Франции, за исключением клавирной музыки. Он считается одним из самых универсальных композиторов периода между смертью Лулли (1687) и появлением Рамо как сценического композитора (1733). Композиторы этого «préramiste» (прерамаистского) периода часто называются «подражателями Лулли», но Монтеклер и Кампра оказали влияние на драматическую музыку Рамо.
В сценических произведениях Монтеклер особенно тщательно относился к драматической функции оркестрового окраса. Его оперные партитуры гораздо яснее, чем у современников, дают указания для отдельных инструментов. Например, в Les festes de l’été (Празднества лета) для офф-стейдж рогов указано играть «очень тихо, чтобы имитировать охоту вдали», а если рогов нет, то играть на гобоях и скрипках, оставляя их в оркестре. В этом же произведении Prélude à trois basses (Прелюдия для трёх басов) вводит первую сцену третьего действия, где главные партии исполняют басы; прелюдия ко второй сцене, с партиями для сопрано, оркеструется для скрипок и альтов без континуо. Партии вступают в обратном порядке, а мелодический материал заимствован из предыдущей прелюдии.
Опера Les festes de l’été (Празднества лета) и Jephté (Иеффай) содержат акапельный хор, а первая — большой двойной хор, что является оперным аналогом хоров в великих мотетах Лаланда.
Жан-Филипп Рамо особенно восхищался хором «Tout tremble devant le Seigneur» (Всё трепещет перед Господом) из первого акта Jephté (Иеффай), «Tragédie tirée de l’Écriture Sainte» (Трагедия, заимствованная из Священного Писания), пролог которой разворачивается на сцене самой Académie Royale de Musique (Королевская академия музыки). Опера имела большой успех, несмотря на её осуждение архиепископом Парижа. Музыка считалась трудной; Д’Акен отмечал, что «несколько частей этой оперы не могли бы быть исполнены во времена Лулли из-за их трудности».
Вклад Монтеклера в развитие французской кантаты мало изучен. Его Adieu de Tircis à Climène (Прощание Тирсиса с Клименой) появился в октябре 1695 года в сборнике Recueil d’airs sérieux et à boire (Сборник серьёзных и застольных арий), изданном Балларом. Эта небольшая сцена развивает традицию диалогов Ришара, Ла Барра, Ламберта и других, встречавшихся в более ранних сборниках. Её музыкальные части организованы следующим образом:
Этот кантатоподобный диалог был создан как минимум за одиннадцать лет до того, как Ж.-Б. Морен положил на музыку тексты кантат Ж.-Б. Руссо, тем самым заслужив титул «первого композитора французских кантат». Сюжет о Тирсисе и Климене вновь послужил Монтеклеру основой для полноценной кантаты в 1728 году, в его третьей книге Cantates (Кантаты).
Двадцать французских и четыре итальянские кантаты Монтеклера совершенно незаслуженно забыты. Подобно Клерамбо и Кампра, он широко заимствовал из оперных источников; его кантаты включают tempête («La mort de Didon» — Буря; Смерть Дидоны), bruit de guerre («Le retour de la paix» — Военный шум; Возвращение мира) и sommeil («La bergère» — Сон; Пастушка). Le retour de la paix (Возвращение мира) является впечатляющим исследованием контрастов фактуры, настроений, темпов и тональностей (кантата начинается и завершается в ре мажоре, проходя через си минор, соль мажор, ми минор, ля минор, фа мажор и ре минор).
Самая длинная и драматичная кантата — Pyrame et Thisbé (Пирам и Фисба), состоящая из четырёх арий, двух ариетт, десяти речитативов и трёх дуэтов. По словам самого Монтеклера, это произведение «наполовину эпическое, наполовину драматическое. Эпическое исполняется баритоном, который представляет рассказчика, а драматическое должно исполняться сопрано и контратенором, являющимися главными персонажами». Характеристика достигается уже в первых тактах первого дуэта через задержанную разрешённость септаккордов с задержанием (аккордов с девятой ступенью) в тактах восемь и двенадцать, а также через изображение «allarmes» (тревога, боевой сигнал) фанфарным мотивом.
Для Монтеклера только французские композиторы «обладали истинным вкусом к написанию маленьких пьес, которые другие народы называют Bagatelles (Багатели)» (предисловие к Brunètes anciennes et modernes (Старинные и современные брюнетты)). Большая часть инструментальной музыки Монтеклера отражает эту точку зрения, например, три сюиты, составляющие его Sérénade ou concert (Серенада или концерт) 1697 года. Подзаголовок сообщает, что эта музыка «подходит для танцев», а в предисловии предлагается, что указанные «violons, flûtes & hautbois» (скрипки, флейты и гобои) могут быть сведены «лишь к одному верхнему и одному басовому инструменту».
Каждая сюита строится вокруг особого инструментального колорита:
Как теоретик, Монтеклер был менее систематичен и абстрактен, чем Рамо, на 16 лет моложе его, с которым он спорил в серии из восьми статей в Mercure de France (Французский Меркурий); номера 1, 3 и 7 принадлежат перу Монтеклера, хотя его имя там не указано. Его главным образом интересовало практическое применение теории, чему примером служат его Petite méthode pour apprendre la musique aux enfans (Маленький метод для обучения музыке детей) и Méthode facile pour apprendre à jouer du violin (Лёгкий метод обучения игре на скрипке) — первый скрипичный метод во Франции.
Страницы его Nouvelle méthode pour apprendre la musique (Новый метод обучения музыке) наполнены музыкальными примерами, иллюстрирующими «Airs de danse sur toutes sortes de mouvements» (Танцевальные арии во всех видах движений). Тщательно иллюстрированный раздел о «18 principal ornaments in singing» (18 основных украшениях в пении) в его Principes de musique (Принципы музыки) делает этот труд одним из важнейших источников по французской вокальной орнаментике начала XVIII века.
(Все напечатанные сочинения изданы в Париже, если не указано иное.)
(впервые исполнены в Парижской Опере)
Ноты сочинений Мишеля Пиньоле де Монтеклера на сайте библиотеки IMSLP