Монтальбано, Бартоломео
1598 - 1651
Назад
Montalbano, Bartolomeo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бартоломео Мональбано был итальянским композитором. 20 октября 1619 года он вступил в орден францисканцев и поселился в монастыре Святого Франциска (S Francesco) в Болонье, приняв обеты 22 июля 1622 года. После путешествия в Рим его пригласил в Палермо Бонавентура Ареццо, глава ордена на Сицилии.
Когда в 1629 году он опубликовал свои единственные известные музыкальные произведения, он был маэстро ди капелла монастыря Святого Франциска в Палермо. 16 апреля 1633 года он вновь находился в S Francesco, Болонья, и с 20 апреля 1642 года до своей смерти был маэстро ди капелла этого монастыря. В 1647 году он входил в состав музыкантов, руководимых Бонавентурой Рубино, для музыкального сопровождения генерального капитула ордена, состоявшегося в базилике SS Apostoli в Риме.
Документально подтверждены его поездки в Венецию с 6 мая 1649 года; он умер там до 18 марта 1651 года, когда был составлен инвентарь содержимого его кельи в Болонье. Его брат Гвидо (1600–1698), также францисканский монах, сменил его на посту маэстро S Francesco, Болонья, оставив его в 1675 году.
В 1629 году в Палермо Мональбано опубликовал два тома музыки:
Второй том вышел дважды в том же году как оп.2 и оп.3 с разными посвящениями; несмотря на надпись на титульном листе, ни одно из изданий не включает мотетов для трёх голосов.
Том Sinfonie включает:
Произведения названы в честь выдающихся граждан или сицилийских мест. Симфонии на три и четыре голоса представляют собой скромные примеры инструментальной канцоны; одна из последних включает музыкальные цитаты из Anchor che col partire Дж. Роре. Произведения для двух скрипок и особенно для соло-скрипки наиболее интересны: они имеют свободную структуру и производят впечатление нотированных виртуозных импровизаций с контрастами presto и adagio, forte и piano в эхе, с детальными указаниями фразировки. Фигурация, чисто инструментальная по замыслу, исходит из настройки скрипки в квартах и квартах (пятых).
Таким образом, Мональбано вместе с такими композиторами, как Бьяджо Марини, Дж.Б. Фонтана и Камилло Кортеллини (с которыми он, вероятно, учился в Болонье), является одним из основателей современной техники игры на скрипке.
В мессе оп.2–3 он писал: «Sanctus и Agnus короткие, чтобы оставить место для мотета или симфонии». Среди мотетов один для соло, семь для двух голосов, один для четырёх и один для восьми (последний посвящён Святому Бонавентуре и, несомненно, является данью уважения отцу Ареццо).
Вокальный стиль Мональбано отчасти адаптирован из его инструментального стиля: музыка плавная, функциональная, в идиоме, которую можно рассматривать как стилизованную, упрощённую версию священного концерта, установленного Джованни Габриели и Монтеверди.
Ноты сочинений Бартоломео Монтальбано на сайте библиотеки IMSLP