Монсиньи, Пьер-Александр
1729 - 1817
Назад
Monsigny, Pierre-Alexandre

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьер-Александре Монсиньи родился в знатной, но бедной семье; его аристократическое происхождение сыграло положительную роль в его карьере в Париже, поскольку все его партитуры публиковались анонимно — для дворянина было бы неприлично открыто признаваться в занятии музыкой. В 1749 году он поселился в Париже с намерением не становиться композитором опер, а, по словам Кватремера де Кинси, «заняться финансами». Действительно, около 1750 года он поступил на службу к казначею духовенства Франции, а около 1768 года стал мэром дома герцога Орлеанского.
В Париже Монсиньи продолжал музыкальное образование, начатое на родине: сначала занимался с учителем игры на скрипке, затем с Пьетро Джанотти, инструменталистом Оперы и автором учебного пособия Le guide du compositeur (Париж, 1759). Первые впечатления от большой оперы были у него отрицательные («Я лучше попробую другой жанр», — говорил он друзьям), и поэтому он естественно обратился к новому жанру оперы-комик, смешанной с ариеттами.
Первая опера Монсиньи, «Les aveux indiscrets» (Скромные признания), была поставлена в 1759 году, хотя предисловие к либретто указывает, что она была написана за четыре года до премьеры. Эта опера сочетает элементы различных жанров: основное влияние — итальянское интермеццо, но также присутствуют черты французской традиции: маленькие арии, финальный дивертисмент и диалоговые арии. Личное мастерство композитора проявляется в качестве мелодии, особенно в дуэте «L’amour veut du mistère» (Любовь требует тайны) в середине финального дивертисмента.
Опера «Le maître en droit» (Мастер права, 1760) и «Le cadi dupé» (Обманутый кадий, 1761) принадлежат к гибридной категории оперы-комик с ариеттами и водевилями. Сильные стороны этих произведений — арии, выражающие чувственное чувство, обычно в ладах ля или ми мажор. Прототипом служит ария Линдора «Ah, quel tourment» (Ах, какая мука, Le maître en droit, 2.i). Монсиньи демонстрирует мастерство в ансамблях действия: дуэт «Prêtons un peu l’oreille» (Давайте прислушаемся, Le maître en droit, 2.vi) и трио «Entrez donc» (Входите же, Le cadi dupé, сцена vii).
На дуэте «Je veux former de nouveaux noeuds» (Я хочу завязать новые узлы, Le cadi dupé, сцена viii) драматург Седэн сказал: «Вот мой человек!», найдя в Монсиньи композитора, способного выразить драматизм истории. Первым плодом сотрудничества Седэна и Монсиньи стала опера «On ne s’avise jamais de tout» (Никогда не предугадаешь всего, 1761), имевшая большой успех: ее повторно ставили при дворе в декабре того же года — необычная честь для оперы, впервые показанной на Театрах Ярмарки, и ее выбрали для первой постановки Комеди-Итальен после слияния с Опера-Комик.
В «Le roi et le fermier» (Король и крестьянин, 1762) преобладающая комическая линия уступает место более сложной драматической концепции: неожиданная смена комических и серьезных сцен, использование музыкальных приемов, новых для французской оперы. Монсиньи показывает более богатый и амбициозный музыкальный язык, с либретто, специально подчеркивающим роль музыки, включая три повествовательные арии, наиболее сложная — рассказ Дженни (Act 1, сцена viii), с сильными драматическими речитативами.
С операми «Rose et Colas» (Роза и Колас, 1764) Седэн и Монсиньи возвращаются к стандартной теме оперы-комик: два молодых крестьянина, несчастные в любви. В «Aline, reine de Golconde» (Алин, королева Голконды, 1766) они экспериментируют с жанром: это героико-балетная опера, близкая к опере-комик, с девятью произведениями, отмеченными amoroso. Опера имела долгую жизнь, ставя ее до 1782 года, несмотря на реформы Глюка и Пиччини.
«Le déserteur» (Дезертир, 1769) показывает опасность слишком легкого деления между Академией королевской музыки и серьезной оперой с одной стороны и Комеди-Итальен и легкой оперой с другой. Используются минорные лады, хроматика, инструментальные эффекты, драматические паузы, фуга, молчание персонажей, что придает произведению глубину и выразительность.
После «Le déserteur» и до «Le faucon» (1771) Монсиньи почти не писал. «La belle Arsène» (Прекрасный Арсен, 1773) занимает особое место: либретто написано Фаваром, жанр комедии-феерии — промежуточный между оперой-комик и оперо-балетом. Музыкальный талант Монсиньи особенно проявляется в кантиленных ариях и эмоциональных сценах. Последняя совместная работа с Седэном — «Félix, ou L’enfant trouvé» (Феликс, или Найденный ребенок, 1777), где музыка выражает социальную критику и сентиментальные мотивы.
После 1777 года Монсиньи не писал музыку: главная причина — катаракта; возможная дополнительная причина — чрезмерная эмоциональная вовлеченность в композиции. Во времена Революции он потерял средства к существованию, но получил пенсию Оперы-комик (1798), а в 1800 году стал инспектором музыкального образования. В 1804 году был награжден орденом Почетного легиона, а в 1813 году стал членом Института.
Все премьеры и публикации — в Париже, если не указано иначе:
Ноты сочинений Пьера-Александра Монсиньи на сайте библиотеки IMSLP