Монн, Матиас Георг
1717 - 1750
Назад

Матиас Георг Монн (Matthias Georg Monn) - австрийский композитор
- Родился 9 апреля 1717 г. - Вена.
- Умер 3 октября 1750 г. - Вена.
Старший сын кучера Якоба Манна и Катерины Пешкингманн, он был крещен Иоганном Георгом, но вместо этого использовал имя Маттиас Георг, возможно, чтобы избежать путаницы со своим младшим братом Иоганном Кристофом Монном. Его предпочтительное написание "Монн" может быть понято как вариант фамилии Манн на нижнеавстрийском диалекте. По-видимому, он пел в хоре монастыря Клостернойбург в 1731-1732 годах, а в раннем возрасте (но не ранее 1738 года) стал органистом в новой Карлскирхе в Вене. Мало что подтверждает утверждение Гербера о том, что Монн был "хофорганистом" в аббатстве Мельк или что именно там он давал Альбрехтсбергеру первые уроки игры на басу. Предполагаемое почтение Альбрехтсбергера к Монну как к учителю (описанное Зоннляйтнером) не было доказано, но сохранившийся сборник упражнений для чистокровного баса Монна позволяет предположить, что он посвятил часть своей карьеры преподаванию. Как композитор, Монн считался у Вагензейля ведущим венским коллегой Иоганна Стамица в Мангейме. Хотя он так и не получил широкого европейского признания, его местная репутация была весьма значительной, о чем свидетельствуют выступления его музыки при императорском дворе Иосифа II и в монастырях Австрии и современной Словакии. В биографическом очерке Зоннляйтнера, который указал Альбрехтсбергера в качестве своего источника, Монн описывается как сдержанный и экономный человек, который, по-видимому, никогда не был женат. Несмотря на то, что он создал значительное количество хорошо проработанных композиций в различных жанрах и стилях, ни одна из них не была опубликована за его недолгую жизнь. Его работы часто путают с работами его брата, и поэтому любое перечисление или оценка могут содержать ошибки. Монн известен тем, что написал первую известную симфонию из четырех частей с менуэтом в третьей части (1740); однако он не использовал эту схему в других своих симфониях, каждая из которых состоит из трех частей. Более значительным было его обращение с формой в быстрых частях: его четкие развивающие разделы и полные тонические пересказы возвестили о появлении сонатной формы в симфонии. Обладая самой тонкой музыкальной техникой ранних венских симфонистов, Монн проявил свою оригинальность в эффектных гармонических деталях, поразительном тематическом развитии и остром чувстве мелодической линии. В остальном, однако, его стиль оставался консервативным из-за мотивирующей природы его тем, частого использования секвенций и отсутствия сильного тематического контраста. Более того, небольшие пропорции, трио-сонатные структуры (без альта) и редкие композиции церковных сонат свидетельствуют о влиянии камерной музыки. Концерты Монна для клавишных были первыми сочинениями венского композитора, в тематической структуре которых появились элементы галантности. Некоторые из них пронизаны жизнерадостной галантностью, для которых характерны текстуры с преобладанием высоких частот и диатонизм мажорных ладов. Форма ритурнелло сохраняется, однако в основе большинства движений лежат бинарные тональные планы, а в некоторых вторых и третьих движениях есть двойные такты и знаки повтора. Другие используют фугальные, канонические или токкатоподобные текстуры во всех частях (большинство в минорных тональностях). Необычайная гармоническая неугомонность во внутренних сольных партиях некоторых частей усиливает развивающий характер иногда сложной, но в то же время идиоматичной сольной партии. Междометия тутти и диалогические пассажи между соло и оркестром оживляют сольные партии, создавая текстуры, которые обычно ассоциируются с камерной музыкой. Умение Монна управлять текстурой позволяет его музыке плавно переходить от контрапунктической к галантной. Концерт для скрипки с оркестром (1747), вероятно, самый ранний из немногих скрипичных концертов до Гайдна, предлагает сходную комбинацию идиом; шагающие басы чередуются с повторяющимися басовыми нотами, более типичными для северонемецких концертов. Сицилийские ритмы пронизывают медленную часть. В концерте для виолончели с оркестром на удивление широко используются технические возможности инструмента, особенно хорошо используется низкий регистр. Шенберг в 1911-1912 годах осуществил его непрерывную реализацию, а также для клавишного концерта ре мажор, который он позже адаптировал как концерт для виолончели с оркестром Пабло Казальса (Нью-Йорк, 1935). Камерная музыка Монна для струнных включает в себя несколько партит в традициях сонаты да камера, напоминающих его симфонии, но с одним или несколькими менуэтами и трио, а также 17 контрапунктических произведений с различными названиями (симфония, квартет, партита) в форме и стиле сонаты да кьеза. В каждом из шести струнных квартетов (два из которых - транскрипции вступительных частей из четырехчастных струнных симфоний Монна) есть медленная часть и фуга, но даже произведения, не связанные с фугой, демонстрируют причудливые сочетания заученных и галантных жестов. Каждая из сонат Монна для клавишных содержит до шести парных частей, часто сочетающих танцы (аллеманда, куранта, жига, менуэт или сицилиана) с движениями, идентифицируемыми только по итальянским темповым обозначениям или причудливым названиям ("Галантная персона", "Ария пазаны", “Каприччио”). В этих работах сосуществуют элементы барокко и галантного стиля, иногда в рамках одного направления. Декорации мессы, в основном состоящие из нескольких частей, выполнены в стиле позднего барокко, с сохранением одной ноты в каждой части. Возможно, самый искусный автор фуги из своего поколения венских композиторов, Монн использовал фугу во всех традиционных местах мессы, а иногда и в других местах. Однако, несмотря на свою консервативную внешность, его мессы излучают энергию и воображение, а вокальные соло часто интегрируются в хоровые партии, а в оркестровом и сольном вокале присутствуют нотки драматизма и виртуозности.
Ноты сочинений Матиаса Георга Монн на сайте библиотеки IMSLP