Монн, Матиас Георг
1717 - 1750
Назад
Monn, Matthias Georg

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Австрийский композитор, старший сын кучера Якоба Манна и Катерины Пэшинг Манн. Крещён как Иоганн Георг, но использовал имя Маттиас Георг, возможно, чтобы избежать путаницы с младшим братом Иоганном Христофом Монном. Предпочитаемое написание фамилии «Монн» может рассматриваться как вариант нижнеавстрийского диалекта.
В 1731–1732 годах, по-видимому, пел в хоре монастыря Клостернойбург. В раннем возрасте (не раньше 1738 года) стал органистом в новой церкви Карлскирхе в Вене. Сообщения о том, что он был придворным органистом в аббатстве Мельк или что обучал Иоганна Георга Альбрехтсбергера, не подтверждены. Сохранившиеся упражнения по фигуральному басу указывают на то, что значительная часть его деятельности была посвящена преподаванию.
Монн считался одним из ведущих венских композиторов своего времени наряду с Вагензайлем и венской школой, являясь местным эквивалентом Йоханна Штамица в Мангейме. Несмотря на то, что он не получил широкой европейской известности, его репутация в Вене была значительной: его музыка исполнялась при императорском дворе Иосифа II и в монастырях Австрии и современных территорий Словакии. Биографический очерк Соннлейтнера описывает Монна как умеренного и экономного человека, который, по-видимому, никогда не был женат.
Монн создал большое количество хорошо разработанных произведений различных жанров, однако ни одно из них не было опубликовано при его жизни. Творчество часто путают с произведениями его брата, поэтому составление точного каталога затруднительно.
Монн известен созданием первой симфонии с четырьмя частями, где третья часть — менуэт, однако в остальных симфониях придерживался трёхчастной структуры. Значительно его мастерство проявляется в быстром движении: ясные разделы развития и полные тональные репризы предвосхищают становление сонатной формы в симфонии. Композитор обладал тонкой музыкальной техникой, оригинально развивая гармонию, тематический материал и мелодические линии.
Его клавирные концерты являются первыми венскими произведениями, демонстрирующими элементы галантного стиля в тематике. Некоторые из них отличаются светлой галантерией с доминирующей верхней партией и диатонизмом мажорного лада. В других концертах встречаются фугальные, канонические или токкатные текстуры. Контрапункт и галантный стиль органично сочетаются, создавая плавный переход между ними. Концерт для скрипки (1747) сочетает аналогичные идиомы, а концерт для виолончели демонстрирует виртуозные возможности инструмента, особенно в нижнем регистре.
Камерная музыка Монна для струнных включает партиины в традиции sonata da camera, напоминающие симфонии, но с менуэтами и трио, а также 17 контрапунктных произведений с различными названиями (sinfonia, quartet, partita) в стиле sonata da chiesa. Струнные квартеты содержат медленные части и фуги, а даже нефугальные произведения показывают сочетание ученого и галантного стилей.
Клавирные сонаты имеют до шести бинарных частей, часто объединяя танцы (allemande, courante, gigue, minuet, siciliana) с частями, обозначенными только итальянскими темпами или фантазийными названиями (La personne galant, Aria païsane, Capriccio). В этих произведениях элементы барокко и галантного стиля сосуществуют, иногда даже внутри одной части.
Мессы, в основном многодвижные missa longa, написаны в позднобарочном стиле, с выраженной одной эмоцией на движение. Фуги используются во всех обычных местах мессы, иногда — в других частях произведения. Несмотря на консервативную форму, мессы отличаются энергией и воображением, с интеграцией солистов в хоровые движения и элементами драмы и виртуозности в оркестровой и соло-партии.
Оркестровые:
Камерные:
Клавирные:
Вокальные:
Теоретические работы:
Ноты сочинений Матиаса Георга Монна на сайте библиотеки IMSLP