Монферрато, Натале
1615 - 1685

Назад

Monferrato, Natale

  • Дата рождения: около 1615
  • Место рождения: Венеция
  • Дата смерти: до 12 апреля 1685
  • Место смерти: Венеция

Биография

Итальянский композитор и органист. Был священником и, возможно, учеником Джованни Роветты или своего брата Иннокенте. Участвовал в конкурсе на должность второго органиста в соборе Сан-Марко в Венеции 23 января 1639 года (а не в 1640, как указывали некоторые источники), когда на эту должность был назначен Кавалли. В следующем месяце он стал певцом в Сан-Марко с небольшой ежегодной зарплатой в 60 дукатов.

В 1642 году (до 21 сентября) был назначен маэстро ди музыки Консерватории Мэндиканти в Венеции; его деятельность также упоминается в посвящении к его опусу 4. 20 января 1647 года стал вице-маэстро ди капелла Сан-Марко с окладом 120 дукатов, который в 1650 году увеличили до 160 дукатов, а через три года — до 200. После смерти Роветты он вновь был обойден в пользу Кавалли на должность маэстро ди капелла Сан-Марко 20 ноября 1668 года, но наконец занял её 30 апреля 1676 года после смерти Кавалли (вследствие чего ушёл из Мэндиканти) и оставался на этом посту до своей смерти.

Монферрато был энергичным руководителем: он пытался повысить уровень хора, переаттестовывая старших певцов и сокращая их число, что позволило увеличивать зарплаты, хотя на практике столкнулся с бюрократическими трудностями. Его высоко ценили прокуратораторы, которые дважды (в 1670 и 1682 годах) награждали его специальной премией за посвящение им композиций. В поздние годы он стал партнером Джузеппе Сала в управлении ведущим музыкальным издательством Венеции. Завещание показывает, что он был достаточно состоятельным: оставил музыкальные инструменты Г.Б. Вольпе и Пьетро Вералли, а остаток имущества передал Школе Пресвятого Таинства в Сан-Бартоломео ди Риальто, где в сакристии был установлен его мраморный бюст.

Творчество

Произведения Монферрато для Сан-Марко в основном написаны в стиле старинной музыки (stile antico), который он особенно ценил. Его мессы — очень аскетичные образцы этого стиля, с минимальным использованием выразительных средств хроматики и диссонанса, которые другие композиторы применяли для модификации традиционной базы. Мотивы и псалмы, наоборот, демонстрируют влияние его преподавания в Мэндиканти, особенно сольные мотеты опуса 4, написанные для учеников. Эти работы привлекательны, сочетая мелодичность арий и выразительный речитатив, характерные для венецианских опер середины XVII века.

Произведения не столь диатоничны, как у болонской школы, но благодаря гармоническим последовательностям и регулярным ритмам близки к идиому итальянской сакральной кантаты, особенно в отдельных секциях, которые часто являются пространными и глубоко разработанными.

Произведения

Все напечатанные работы опубликованы в Венеции, если не указано иное:

  • Salmi concertati, 5–8 голосов, 2 скрипки, орган, op.1 (1647) (Сольми концертанти, 5–8 голосов, 2 скрипки, орган, опус 1)
  • Salmi, 8 голосов, орган, op.2 (1653) (Сольми, 8 голосов, орган, опус 2)
  • Motetti concertati … lib.I, 2–3 голоса, op.3 (1655) (Мотеты концертанти… книга I, 2–3 голоса, опус 3)
  • Motetti … lib.I, 1 голос, op.4 (1655) (Мотеты… книга I, 1 голос, опус 4)
  • Motetti … lib.III, 1 голос, op.6 (1666) (Мотеты… книга III, 1 голос, опус 6)
  • Motetti concertati, 2–3 голоса, op.7 (1669) (Мотеты концертанти, 2–3 голоса, опус 7)
  • Salmi concertati … lib.II, 3–8 голосов, 2 скрипки, виола, орган, op.8 (1671) (Сольми концертанти… книга II, 3–8 голосов, 2 скрипки, виола, орган, опус 8)
  • Salmi brevi, 8 голосов, орган, op.9 (Болонья, 1675) (Краткие сольми, 8 голосов, орган, опус 9)
  • Salmi concertati, 2 голоса, 2 скрипки, виола, орган, op.11 (1676) (Сольми концертанти, 2 голоса, 2 скрипки, виола, орган, опус 11)
  • Missae, 4–5 голосов, орган, op.13 (1677) (Мессы, 4–5 голосов, орган, опус 13)
  • Salmi concertati, 3–4 голоса, 2 скрипки, виола, орган, op.16 (1678) (Сольми концертанти, 3–4 голоса, 2 скрипки, виола, орган, опус 16)
  • Antiphonae, 1 голос, op.17 (1678) (Антифоны, 1 голос, опус 17)
  • Motetti … lib.III, 2–3 голоса, op.18 (1681) (Мотеты… книга III, 2–3 голоса, опус 18)
  • Missae et Magnificat, op.19 (1681) (Мессы и Магнификат, опус 19)

Дополнительно:

  • 2 мотета, 1656; Dulce sit, 2 голоса, basso continuo, 1688 (Да будет сладко, 2 голоса, бассо континуо)
  • Exaltabo te Deus, 1 голос, 1670 (Восхвалю Тебя, Боже, 1 голос)
  • Salve regina, 3 голоса, basso continuo, 1655 (Приветствуем, Царица, 3 голоса, бассо континуо)
  • 1 кантата, 1 голос; 2 мотета, 3 голоса, инструменты (Cant., Motets)

Ноты сочинений Натале Монферрато на сайте библиотеки IMSLP