Монферрато, Натале
1615 - 1685
Назад
Monferrato, Natale

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Итальянский композитор и органист. Был священником и, возможно, учеником Джованни Роветты или своего брата Иннокенте. Участвовал в конкурсе на должность второго органиста в соборе Сан-Марко в Венеции 23 января 1639 года (а не в 1640, как указывали некоторые источники), когда на эту должность был назначен Кавалли. В следующем месяце он стал певцом в Сан-Марко с небольшой ежегодной зарплатой в 60 дукатов.
В 1642 году (до 21 сентября) был назначен маэстро ди музыки Консерватории Мэндиканти в Венеции; его деятельность также упоминается в посвящении к его опусу 4. 20 января 1647 года стал вице-маэстро ди капелла Сан-Марко с окладом 120 дукатов, который в 1650 году увеличили до 160 дукатов, а через три года — до 200. После смерти Роветты он вновь был обойден в пользу Кавалли на должность маэстро ди капелла Сан-Марко 20 ноября 1668 года, но наконец занял её 30 апреля 1676 года после смерти Кавалли (вследствие чего ушёл из Мэндиканти) и оставался на этом посту до своей смерти.
Монферрато был энергичным руководителем: он пытался повысить уровень хора, переаттестовывая старших певцов и сокращая их число, что позволило увеличивать зарплаты, хотя на практике столкнулся с бюрократическими трудностями. Его высоко ценили прокуратораторы, которые дважды (в 1670 и 1682 годах) награждали его специальной премией за посвящение им композиций. В поздние годы он стал партнером Джузеппе Сала в управлении ведущим музыкальным издательством Венеции. Завещание показывает, что он был достаточно состоятельным: оставил музыкальные инструменты Г.Б. Вольпе и Пьетро Вералли, а остаток имущества передал Школе Пресвятого Таинства в Сан-Бартоломео ди Риальто, где в сакристии был установлен его мраморный бюст.
Произведения Монферрато для Сан-Марко в основном написаны в стиле старинной музыки (stile antico), который он особенно ценил. Его мессы — очень аскетичные образцы этого стиля, с минимальным использованием выразительных средств хроматики и диссонанса, которые другие композиторы применяли для модификации традиционной базы. Мотивы и псалмы, наоборот, демонстрируют влияние его преподавания в Мэндиканти, особенно сольные мотеты опуса 4, написанные для учеников. Эти работы привлекательны, сочетая мелодичность арий и выразительный речитатив, характерные для венецианских опер середины XVII века.
Произведения не столь диатоничны, как у болонской школы, но благодаря гармоническим последовательностям и регулярным ритмам близки к идиому итальянской сакральной кантаты, особенно в отдельных секциях, которые часто являются пространными и глубоко разработанными.
Все напечатанные работы опубликованы в Венеции, если не указано иное:
Дополнительно:
Ноты сочинений Натале Монферрато на сайте библиотеки IMSLP