Мондонвиль, Жан-Жозеф Кассанеа де
1711 - 1772
Назад

Жан-Жозеф Кассанеа де Мондонвиль (Jean-Joseph Cassanéa de Mondonville) - французский композитор, скрипач и дирижер
- Родился 25 декабря 1711 г. - Нарбонна.
- Умер 8 октября 1772 г. - Бельвилль.
Вместе с Жаном-Филиппом Рамо он был одной из выдающихся фигур французской музыки 18 века. Вероятно, он получил свое музыкальное образование у своего отца, который был органистом Нарбоннского собора. В 1731 году он поселился в Париже и дебютировал в качестве скрипача на духовном концерте в Вербное воскресенье 1734 года, по этому случаю газета Mercure de France похвалила его за его виртуозность. Примерно в это же время он также опубликовал свои первые сборники инструментальной музыки, сборник скрипичных сонат op.1 (1733) и сонаты en trio op.2 (1734). Он был первой скрипкой в концерте в Лилле, когда в 1738 году он опубликовал Les sons harmoniques op.4, сборник скрипичных сонат с вступлением, в котором впервые излагалась техника игры легким прикосновением к открытой струне. 1 апреля 1739 года он был назначен скрипачом королевской палаты и капеллы. Первые великие песнопения Мондонвиля, исполненные в Версале в 1738 году, с большим успехом прозвучали на духовном концерте в следующем году. Газета Mercure de France (апрель 1739 г.) заявила, что слава "молодого мастера" теперь утвердилась не только как скрипача, но и как композитора. В это время он был чрезвычайно занят; в 1739 году он получил гонорары примерно за 100 концертов в Версале, Компьене, Фонтенбло и Марли. В июле 1740 года Мондонвиль восстановил Андре Кампра в должности су-метрдотеля Королевской часовни и сам занял эту должность 4 марта 1744 года после смерти Шарля-Юбера Жерве; но, поскольку ему не разрешили публиковать песнопения, которые он сочинил для часовни, он оставил эту должность в 1758 г. Он также продолжал свою карьеру скрипача, выступая как в качестве солиста, так и с флейтистом Мишелем Блаве, скрипачом Жан-Пьером Гиньоном и певицей Мари Фель, для которых он написал скрипичный концерт с вокальной партией (ныне утерянной), поставленный на концерте Spirituelle в 1747 году. В 1748 году Мондонвиль женился на клавесинистке Анне Жанне Букон (род.Париж, 1708 г.; ум. Париж, 4 февраля 1780 г.), ученице Рамо, которой Жан Баррьер, Жак Дюфли и сам Рамо посвятили все клавесинные партии; их сын Максимилиан Жозеф (1749-1804) стал скрипачом-любителем и гобоистом. В июне 1748 года Мондонвиль стал партнером Панкраса Ройера в организации концерта Spirituelle. После смерти Ройера в 1755 году он стал директором концерта вместе с Каппераном до июля 1762 года, когда Антуан Доверн получил эту привилегию сроком на девять лет. В качестве дирижера оркестра Мондонвиль с 1755 года ввел различные нововведения, в том числе органные концерты Клода Бальбастра, который также развлекал публику, исполняя органные адаптации увертюр Мондонвилля к Дафнису и Альсимадуру, Титону и Авроре. Мондонвиль также включил в программы симфонии Госсека и зарубежных композиторов, таких как Хольцбауэр и Вагензейл. Его собственные работы были очень популярны. До 1791 года Мондонвиль был композитором, наиболее часто исполняемым на концерте Spirituelle; с 39 пьесами в программах и в общей сложности 510 спектаклями он опережает Лаланда (31 пьеса и 421 спектакль) в репертуаре концерта с момента его создания. Его песнопения – в которых заметно влияние Лаланда, были чрезвычайно успешными, как великие песнопения с припевом (Dominus regnavit, Magnus Dominus, Jubilate Deo, Coeli enarrant), так и маленькие песнопения для сольного голоса (Regina coeli, Simulacra gentium). часть основного репертуара концерта Spirituelle. Великие мотеты Мондонвиля возродили жанр, а оперы Рамо входят в число самых совершенных французских произведений 18 века. Они были скопированы, распространены и адаптированы по всей Франции: в результате появилось четыре версии Dominus regnavit, каждая с различными вариантами (из Парижа, Карпентра, Лиона и Лилля). Это грандиозное песнопение, исполняемое два - четыре раза в год на духовном концерте в период с 1735 по 1758 год, типично для композиционного мастерства Мондонвиля. Например, чтобы проиллюстрировать слова “ Elevaverunt flumina vocem suam”, он выпускает вокально-инструментальный ураган: быстрые вокализы выражают движение вод, в то время как оркестр с его ломаными басовыми аккордами и струнами повторяющихся нот вызывает идею шторма и приближения к цели. Как и в случае с Рамо, искусство здесь пыталось подражать природе. Оперы Мондонвиля также пользовались большим уважением; в то время как "Исбе" имела лишь ограниченный успех в 1742 году, "Вакх и Эригона" имела большой успех в 1747 году, когда она была поставлена в театре Петит-кабине в Версале с мадам де Помпадур в главной роли. "Карнавал на Парнасе", балетно-эроический спектакль, в 1749 году поставил 35 спектаклей и был возрожден в 1750, 1759, 1767 и 1774 годах. Венера и Адонис (1752), опера-балет, была хорошо принята, как и "Титон и Аврора".; наряду со второй версией "Кастора и Поллукса" Рамо, "Титон" с его тонкой оркестровкой стал точкой сплочения сторонников французов во время "ссоры Шутов". Постановка лангедокской пасторали "Дафнис и Альсимадюр" побудила Мондонвиля, написавшего собственное либретто, внести новшество: пролог написан на стандартном французском языке, но следующие три действия написаны на провансальском диалекте. Эта работа была хорошо принята как на ее премьере в Фонтенбло 4 ноября 1754 года, так и когда она была представлена в Королевской академии (5 января 1755 года). Однако "Тезей" на либретто Кино имел лишь частичный успех на его премьере 7 ноября 1765 года в Фонтенбло; воспоминания о лирической трагедии Люлли все еще присутствовали в общественном сознании. Когда в 1758 году в Мондонвилле состоялась премьера оратории (или "французского мотета") Les Israëlites à la Montagne d'Horeb на духовном концерте в 1758 году, он заявил в либретто, что "обогатил нашу музыку новым жанром, ранее отсутствовавшим в ней". На самом деле, хотя оратории Шарпантье, очевидно, были забыты на полвека, Мондонвиль, по крайней мере, заслуживает похвалы за то, что привел жанр в соответствие со вкусами того времени. Он написал еще две французские оратории, "ярость Сауля" (1759 г.) и "Титаны" (1760 г., описанные как мифологическая кантата на либретто аббата де Вуазенона), что открыло путь многим композиторам, в том числе Госсеку, Жирусту и Ле Сюэру. Мондонвиль внес некоторые интересные новшества в свою инструментальную музыку. Он постепенно отказался от жанра трио-сонаты и в 1734 году опубликовал свои пьесы "клавесин в сонатах с аккомпанементом для скрипки", соч. 3. название указывает на то, что клавесин является основным инструментом, но на практике Мондонвиль достиг идеального баланса между клавесином и скрипкой, используя возможности обоих инструментов. Рамо черпал вдохновение в Мондонвилле в своих пьесах для клавесина в концертах (1741), как и Луи-Габриэль Гильемен в 1745 году (пьесы для клавесина в сонатах с аккомпанементом скрипки) и Арман-Луи Куперен в 1765 году (Сонаты в пьесах для клавесина с аккомпанементом скрипки). Пьесы Мондонвиля для клавесина с вокалом или для скрипки, соч. 5, вопреки тому, что следует из названия, на самом деле представляют собой небольшие песнопения на тексты из псалмов, иногда в очень образном стиле; и голос, и скрипка необходимы для всех пьес, кроме одной. Что касается техники игры на скрипке, Мондонвиль был первым, кто использовал гармоники в Les sons harmoniques op.4. брат Мондонвиля, Жан Кассанеа де Мондонвиль (р. Нарбонна, 15 апреля 1716 г.; умер после 1769 г.), известный как Мондонвиль Ле жен, также был скрипачом и композитором. Он был музыкантом в Королевской капелле и опубликовал шесть сонат для скрипки соло и бас-континуо (1767), ранее приписывавшихся сыну Мондонвиля Максимилиану Жозефу.
Ноты сочинений Жана-Жозефа Кассанеа де Мондонвиля на сайте библиотеки IMSLP