Мондонвиль, Жан-Жозеф Кассанеа де
1711 - 1772
Назад
Mondonville, Jean-Joseph Cassanéa de

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Французский композитор, скрипач и дирижёр. Наряду с Жан-Филиппом Рамо был одной из выдающихся фигур французской музыки XVIII века. Вероятно, своё музыкальное образование получил у отца, органиста собора Нарбонна. В 1731 году обосновался в Париже и дебютировал как скрипач на концерте Concert Spirituel в Вербное воскресенье 1734 года; Mercure de France отмечал его виртуозность. Примерно в это время он издал свои первые сборники инструментальной музыки: Sonates pour violon, op.1 (1733) и Sonates en trio, op.2 (1734). В 1738 году он стал первой скрипкой в Concert de Lille и опубликовал Les sons harmoniques, op.4 — сборник скрипичных сонат с введением техники игры гармониками на скрипке. 1 апреля 1739 года Мондонвиль был назначен скрипачом королевской камеры и капеллы.
Его первые grands motets, исполненные в Версале в 1738 году, имели большой успех на Concert Spirituel в следующем году. Mercure de France (апрель 1739) сообщал, что слава «молодого мастера» закрепилась не только как скрипача, но и как композитора. В 1739 году он получил оплату примерно за 100 концертов в Версале, Компьене, Фонтенбло и Марли.
В июле 1740 года Мондонвиль приобрёл наследственное право на должность sous-maître королевской капеллы Андре Кампра и занял её 4 марта 1744 года после смерти Шарля-Юбера Жервэ; однако из-за запрета публиковать свои мотеты для капеллы он покинул пост в 1758 году.
Мондонвиль продолжал выступать как скрипач, как соло, так и в дуэте с флейтистом Мишелем Блаве, скрипачом Жан-Пьером Гиньоном и певицей Мари Фель, для которой написал скрипичный концерт с вокальной партией (ныне утраченной), исполненный на Concert Spirituel в 1747 году. В 1748 году он женился на клавесинистке Анн Жанне Букон (Anne Jeanne Boucon, 1708–1780), ученице Рамо. Их сын Максимилиан Жозеф (1749–1804) стал любительским скрипачом и гобоистом.
В июне 1748 года Мондонвиль сотрудничал с Панкрасом Руа в организации Concert Spirituel. После смерти Руа в 1755 году стал директором концерта вместе с Каппераном до июля 1762 года, когда Антуан Доверн получил привилегию на девятилетний срок. Как дирижёр оркестра, Мондонвиль с 1755 года вводил различные новшества, включая органные концерты Клода Бальбастра.
Его собственные произведения пользовались огромной популярностью: до 1791 года Мондонвиль был самым часто исполняемым композитором на Concert Spirituel — 39 произведений и 510 исполнений, опережая Лаланда (31 произведение и 421 исполнение). Его мотеты — grands motets с хором (Dominus regnavit, Magnus Dominus, Jubilate Deo, Coeli enarrant) и petits motets для соло (Regina coeli, Simulacra gentium) — стали частью основного репертуара Concert Spirituel.
Его grands motets обновили жанр, а вместе с операми Рамо считаются одними из наиболее совершенных французских произведений XVIII века. Эти произведения копировались, распространялись и адаптировались по всей Франции; например, Dominus regnavit существует в четырёх версиях с вариациями.
Мондонвиль также занимался операми. Isbé (1742) имела умеренный успех, Bacchus et Erigone (1747) была чрезвычайно популярна, Le carnaval du Parnasse (1749) исполнялся 35 раз и затем возобновлялся в 1750, 1759, 1767 и 1774 годах. Vénus et Adonis (1752) и Titon et l’Aurore получили признание, а Daphnis et Alcimadure (1754) — пастораль на языке окситанского Лангедока с прологом на французском и актами на провенсальском диалекте — также была успешной. Thésée (1765) имела частичный успех.
В 1758 году Мондонвиль представил ораторию Les Israëlites à la Montagne d’Horeb, заявив, что ввёл новый жанр в музыку. Он написал ещё два французских оратории: Les fureurs de Saül (1759) и Les Titans (1760, мифологическая кантата, либретто аббата де Вуазенона).
Мондонвиль внёс новшества в инструментальную музыку: постепенно отказался от трио-сонат, опубликовав Pièces de clavecin en sonates avec accompagnement de violon op.3 (1734), где клавесин — главный инструмент, но достигнут идеальный баланс с партией скрипки. В Pièces de clavecin avec voix ou violon op.5 (1748) он использовал тексты из Псалмов, иногда в очень изобразительном стиле; голос и скрипка требуются для всех произведений, кроме одного. В технике скрипки он впервые использовал гармоники в Les sons harmoniques, op.4.
Его брат, Жан Кассанэа де Мондонвиль (Jean Cassanéa de Mondonville, Narbonne, 15 апреля 1716 — после 1769), известный как Mondonville le jeune, также был скрипачом и композитором.
Драматические:
Духовная вокальная музыка (Sacred Vocal)
Инструментальная музыка (Instrumental)
Утраченные произведения, упомянутые в Mercure de France:
Ноты сочинений Жана-Жозефа Кассанеа де Мондонвиля на сайте библиотеки IMSLP