Мондонвиль, Жан-Жозеф Кассанеа де
1711 - 1772

Назад

Mondonville, Jean-Joseph Cassanéa de

  • Дата рождения: крещён 25 декабря 1711
  • Место рождения: Нарбонн, Франция
  • Дата смерти: 8 октября 1772
  • Место смерти: Белвиль, Франция

Биография

Французский композитор, скрипач и дирижёр. Наряду с Жан-Филиппом Рамо был одной из выдающихся фигур французской музыки XVIII века. Вероятно, своё музыкальное образование получил у отца, органиста собора Нарбонна. В 1731 году обосновался в Париже и дебютировал как скрипач на концерте Concert Spirituel в Вербное воскресенье 1734 года; Mercure de France отмечал его виртуозность. Примерно в это время он издал свои первые сборники инструментальной музыки: Sonates pour violon, op.1 (1733) и Sonates en trio, op.2 (1734). В 1738 году он стал первой скрипкой в Concert de Lille и опубликовал Les sons harmoniques, op.4 — сборник скрипичных сонат с введением техники игры гармониками на скрипке. 1 апреля 1739 года Мондонвиль был назначен скрипачом королевской камеры и капеллы.

Его первые grands motets, исполненные в Версале в 1738 году, имели большой успех на Concert Spirituel в следующем году. Mercure de France (апрель 1739) сообщал, что слава «молодого мастера» закрепилась не только как скрипача, но и как композитора. В 1739 году он получил оплату примерно за 100 концертов в Версале, Компьене, Фонтенбло и Марли.

В июле 1740 года Мондонвиль приобрёл наследственное право на должность sous-maître королевской капеллы Андре Кампра и занял её 4 марта 1744 года после смерти Шарля-Юбера Жервэ; однако из-за запрета публиковать свои мотеты для капеллы он покинул пост в 1758 году.

Мондонвиль продолжал выступать как скрипач, как соло, так и в дуэте с флейтистом Мишелем Блаве, скрипачом Жан-Пьером Гиньоном и певицей Мари Фель, для которой написал скрипичный концерт с вокальной партией (ныне утраченной), исполненный на Concert Spirituel в 1747 году. В 1748 году он женился на клавесинистке Анн Жанне Букон (Anne Jeanne Boucon, 1708–1780), ученице Рамо. Их сын Максимилиан Жозеф (1749–1804) стал любительским скрипачом и гобоистом.

В июне 1748 года Мондонвиль сотрудничал с Панкрасом Руа в организации Concert Spirituel. После смерти Руа в 1755 году стал директором концерта вместе с Каппераном до июля 1762 года, когда Антуан Доверн получил привилегию на девятилетний срок. Как дирижёр оркестра, Мондонвиль с 1755 года вводил различные новшества, включая органные концерты Клода Бальбастра.

Его собственные произведения пользовались огромной популярностью: до 1791 года Мондонвиль был самым часто исполняемым композитором на Concert Spirituel — 39 произведений и 510 исполнений, опережая Лаланда (31 произведение и 421 исполнение). Его мотеты — grands motets с хором (Dominus regnavit, Magnus Dominus, Jubilate Deo, Coeli enarrant) и petits motets для соло (Regina coeli, Simulacra gentium) — стали частью основного репертуара Concert Spirituel.

Его grands motets обновили жанр, а вместе с операми Рамо считаются одними из наиболее совершенных французских произведений XVIII века. Эти произведения копировались, распространялись и адаптировались по всей Франции; например, Dominus regnavit существует в четырёх версиях с вариациями.

Мондонвиль также занимался операми. Isbé (1742) имела умеренный успех, Bacchus et Erigone (1747) была чрезвычайно популярна, Le carnaval du Parnasse (1749) исполнялся 35 раз и затем возобновлялся в 1750, 1759, 1767 и 1774 годах. Vénus et Adonis (1752) и Titon et l’Aurore получили признание, а Daphnis et Alcimadure (1754) — пастораль на языке окситанского Лангедока с прологом на французском и актами на провенсальском диалекте — также была успешной. Thésée (1765) имела частичный успех.

В 1758 году Мондонвиль представил ораторию Les Israëlites à la Montagne d’Horeb, заявив, что ввёл новый жанр в музыку. Он написал ещё два французских оратории: Les fureurs de Saül (1759) и Les Titans (1760, мифологическая кантата, либретто аббата де Вуазенона).

Мондонвиль внёс новшества в инструментальную музыку: постепенно отказался от трио-сонат, опубликовав Pièces de clavecin en sonates avec accompagnement de violon op.3 (1734), где клавесин — главный инструмент, но достигнут идеальный баланс с партией скрипки. В Pièces de clavecin avec voix ou violon op.5 (1748) он использовал тексты из Псалмов, иногда в очень изобразительном стиле; голос и скрипка требуются для всех произведений, кроме одного. В технике скрипки он впервые использовал гармоники в Les sons harmoniques, op.4.

Его брат, Жан Кассанэа де Мондонвиль (Jean Cassanéa de Mondonville, Narbonne, 15 апреля 1716 — после 1769), известный как Mondonville le jeune, также был скрипачом и композитором.

Творчество и произведения

Драматические:

  • Isbé (Isbé) (пастораль-героическая, пролог, 5 актов), Париж, 10 апреля 1742; оп.6
  • Bacchus et Erigone (Бахус и Эригона) (акт-балет, 1), Версаль, 1747; часть Les fêtes de Paphos, оп.10
  • Le carnaval du Parnasse (Карнавал Парнаса) (бале-героик, пролог, 3 акта), 23 сентября 1749; оп.7
  • Vénus et Adonis (Венера и Адонис) (бале-героик, 1 акт), Белвиль, 27 апреля 1752; часть Les fêtes de Paphos
  • Titon et l’Aurore (Титон и Аврора) (пастораль-героик, пролог, 3 акта), 9 января 1753; оп.8
  • Daphnis et Alcimadure (Дафнис и Альсимадура) (пастораль Лангедока, пролог и 3 акта), Фонтенбло, 29 октября 1754; оп.9
  • Les fêtes de Paphos (Праздники Пафоса) (опера-бале, 3 части), 9 мая 1758; оп.10
  • Thésée (Тесей) (трагедия, 5 актов), Фонтенбло, 7 ноября 1765
  • Les projets de l'Amour (Проекты Любви) (опера-бале, 3 части), Версаль, 29 мая 1771

Духовная вокальная музыка (Sacred Vocal)

  • Оратории, музыка утрачена: Les Israëlites à la Montagne d’Horeb (1758); Les fureurs de Saül (1759); Les Titans (C.-H. de F. de Voisenon, 1760)
  • Grands motets: Bonum est (Бонум эст); Cantate Domino (Кантате Домино); Coeli enarrant gloriam Dei (Цэли энаррант глориам Дэи); De profundis (Дэ профундис); Dominus regnavit (Доминиус регнавит); Exultate justi (Эксультате юсти); In exitu (Ин экситу); Jubilate Deo omnis terra (Юбилате Дэо омнис терра); Lauda Jerusalem (Лауда Иерусалем); Laudate Dominum quoniam bonus (Лаудате Доминум квониам бонус); Laudate Dominus omnes gentes (Лаудате Доминус омнес джентес); Magnus Dominus (Магнус Доминус); Nisi Dominus (Низи Доминус); Omnes gentes (Омнес джентес); Quam dilecta (Квам дилекта); Qui confidunt (Кви конфидунт); Venite exultemus (Вените эксультемус)
  • Petits motets: Regina coeli (Регина кэли); Simulacra gentium (Симюлякра джентум); другие мотеты см. в Pièces de clavecin op.5 (Пьес де клавесен)

Инструментальная музыка (Instrumental)

  • Sonates, скрипка и бас- континуо, op.1 (Сонатес, vn, bc, op.1) (Париж, 1733)
  • Sonates en trio, 2 скрипки/флейта, бас-континуо, op.2 (Париж, 1734)
  • Pièces de clavecin en sonates, клавесин, скрипка, op.3 (Париж и Лилль, 1734); аранжировано как 6 сонат a 4, 2 скрипки, 2 гобоя, фагот, бас-континуо; исполнено на Concert Spirituel, 1749
  • Les sons harmoniques, сонаты, скрипка, бас-континуо, op.4 (Париж и Лилль, 1738)
  • Pièces de clavecin, клавесин, скрипка или голос, op.5 (Париж, 1748)

Утраченные произведения, упомянутые в Mercure de France:

  • Concert à 3 choeurs (Концерт на 3 хора), 1738
  • Скрипичные концерты, 1739 и позже
  • Concert de violon avec chant (Концерт для скрипки с пением), 1747
  • Concert de violon avec voix, orchestre et choeurs (Концерт для скрипки с голосом, оркестром и хорами), 1752
  • Оркестровые увертюры, аранжированные для органа

Ноты сочинений Жана-Жозефа Кассанеа де Мондонвиля на сайте библиотеки IMSLP