Манди, Уильям
1528 - 1591
Назад

Уильям Манди (William Monday) - английский композитор
- Родился в 1528 году.
- Умер в 1591 году.
Отец Джона Манди. По-видимому, он работал исключительно в Лондоне. В 1543 году он сменил Томаса Джайлза на посту главного хориста Вестминстерского аббатства, а четыре года спустя был принят на работу дирижером в Сент-Мартин-Ладгейт. Между 1548 и 1558 годами, будучи приходским клерком церкви Сент-Мэри-ат-Хилл, где его отец Томас был пономарем, он отвечал за регулярное пополнение приходского хора певчими из Королевской часовни. В 1557 году Манди и его отец приняли участие в празднествах, проводившихся в день святого в церкви Святого Климента Датского. К 1559 году он стал мирянином-викарием в соборе Святого Павла, поскольку в том году вместе с другими музыкальными работниками собора присоединился к основным принципам Акта о верховенстве и единообразии. В 1564 году он был избран джентльменом Королевской часовни, где, согласно родословной семьи Манди 17-го века, занимал должность заместителя декана. Предположительно, он умер незадолго до 12 октября 1591 года, даты назначения его преемника. Среди писцов и музыкантов, свидетельствовавших о современной репутации Манди, был Роберт Доу, в чьих партитурах есть латинское двустишие, в котором луна композитора остроумно сравнивается с солнцем Берда. Задача отнести к Уильяму или Джону произведения, приписываемые только "Манди", может оказаться сложной, хотя сами источники обычно дают некоторые рекомендации. Таким образом, неоднозначно приписываемые "O mater mundi" и "Sermone blando" могут быть с уверенностью отнесены к Уильяму, поскольку их самое раннее появление встречается в рукописях, составленных соответственно в 1570-х и 1580-х годах. Однако проблема становится еще более острой, когда речь заходит об английской служебной музыке, источники которой датируются в основном периодом после 1625 года. Самая совершенная постановка Уильяма в этой категории, его Magnificat и Nunc dimittis "in medio chori", восходит к звучности дореформенной полифонии, в которой используются высокие частоты и сольные голоса, разделенные на гимны; стиль, однако, в основном силлабический, с переходами гомофонии, смягчающими преобладающую имитационную текстуру в начале. ключевые моменты. Лучшими из полных гимнов Манди являются содержательная часть "О, Господи, я преклоняю колени" и всегда популярная "О, Господь, творец"; последняя написана в обычной двудольной форме с необязательным повторением второй части, в то время как первая является сквозной. Его "Подготовь себя, время уходит", несомненно, исполняется как гимн, но на самом деле это рождественская песнь. Важность таких светских форм для развития английской духовной музыки очевидна в стихотворных гимнах Манди, которые являются одними из самых ранних произведений в этом жанре. "Ah, helpless wretch" для альта соло и хора из пяти частей с инструментальным сопровождением сочетает в себе элементы песни consort, метрического псалма и полного гимна; "The secret sins", приписываемый Гиббонсу в некоторых источниках, стилистически настолько похож, что, вероятно, является "утраченным" гимном Манди с таким названием. Качество латинских произведений Манди, как и его произведений на местном языке, неодинаково. Самые ранние и наименее эффектные фрагменты находятся в сборниках гимнов Гиффарда, которые включают в себя две мессы, основанные на различных "квадратах", и часть альтернативного переложения псалма "Процессия в Исраэле" для пасхальной вечерни, написанного совместно с Шеппардом и мистером Бердом. С другой стороны, его масштабные марианские антифоны "Vox patris" и "Maria virgo", с их несомненным архитектурным смыслом и витиеватыми, но в то же время выразительными линиями, являются венцом полифонии эпохи Тюдоров; они делятся на традиционные трехголосные и двухголосные таймы, в которых пассажи для пониженных голосов в различных сочетаниях чередуются с разделами для полного хора. Расширенные варианты псалмов Манди демонстрируют разнообразие подходов; фрагментарный "Miserere mei", текст которого основан главным образом на переводе гуманиста Франциска Ветаблуса, структурно основан на обетованном антифоне, в то время как "Adolescentulus sum" характеризуется непрерывной обработкой без метрических или текстурных контрастов. Стилистически многие из этих произведений относятся ко времени правления Елизаветы, как и нелитургические "Sive vigilem" и "Beatus et sanctus".
Ноты сочинений Уильяма Манди на сайте библиотеки IMSLP