Мольтер, Иоганн Мельхиор
1696 - 1765
Назад

Иоганн Мельхиор Мольтер (Johann Melchior Molter) - немецкий композитор
- Родился 10 февраля 1696 г. - Тифенорт, Северный Айзенах.
- Умер 12 января 1765 г. - Карлсруэ.
Как и многие немецкие музыканты первой половины XVIII века, он происходил из тюрингско-саксонской области. Его отец, Валентин Мольтер, был учителем и кантором в деревне Тифенорт, и Иоганн Мельхиор, вероятно, получил у него свое самое раннее музыкальное образование. Позже он посещал гимназию в Айзенахе, где ранее учился И.С. Бах; он также принадлежал к симфоническому хору под руководством Дж.К. Кантора. Гейстхирт, который познакомил его с музыкой, культивируемой в Тюрингии, особенно с придворным оркестром Айзенаха, основанным Телеманом в 1708 году. По-видимому, он покинул Айзенах в 1715 году; осенью 1717 года в качестве скрипача поступил на службу к маркграфу Карлу Вильгельму Баден-Дурлахскому, который в том же году переехал из Дурлаха в недавно основанный и быстро растущий город Карлсруэ. Там в 1718 году Мольтер женился на Марии Саломее Роллваген; у них родилось восемь детей. Молодой гофмейстер быстро завоевал расположение маркграфа, и его отправили в Италию с полным жалованьем изучать итальянский стиль. Мольтер провел 1719-1721 годы в Венеции и Риме и, возможно, познакомился с такими художниками, как Вивальди, Альбинони, братья Марчелло, Тартини и Алессандро Скарлатти. В 1722 году, после его возвращения в баденскую резиденцию, маркграф назначил его придворным капельмейстером, сменив Иоганна Филиппа Кефера. Его разнообразные обязанности включали в себя руководство церковной музыкой в придворной капелле и обеспечение музыкального сопровождения за столом, на балах и различных других мероприятиях; он также руководил постановками в театре маркграфа, где культивировалась немецкая опера. К этому периоду относятся многочисленные сочинения, в том числе оратории, кантаты, оркестровые произведения, камерная музыка и, возможно, даже оперы. Эта деятельность внезапно прекратилась в 1733 году, когда с началом войны за польское наследство маркграф распустил свою капеллу и бежал в изгнание в Базель. Мольтер был уволен, но сохранил свой титул. Однако в следующем году он получил должность капельмейстера при дворе герцога Вильгельма Генриха Саксен-Эйзенахского, которая освободилась после смерти Иоганна Адама Биркенстока. Его обязанности в Айзенахе были такими же, как и в Карлсруэ, за исключением того, что там не было оперных постановок. Многие произведения этих лет включают духовные и светские вокальные композиции. Жена Мольтера умерла в 1737 году, и с этим, возможно, связан его второй визит в Италию позже в том же году; с художественной точки зрения, причиной путешествия было желание Мольтера познакомиться с новыми тенденциями в итальянской музыке, связанными с такими композиторами, как Перголези, Лео и Саммартини. Он посетил Венецию, Анкону, Фолиньо, Рим и Болонью, а также, вероятно, останавливался в Неаполе и Милане. Находясь в Италии в 1738 году, Мольтер получил известие о смерти маркграфа Карла Вильгельма и поспешил в Карлсруэ, где почтил память своего бывшего покровителя исполнением похоронной музыки. Он вернулся в Айзенах и незадолго до 1742 года женился на Марии Кристине Вагнер. В 1741 году герцог Вильгельм Генрих умер, не оставив потомства (Мольтер поставил похоронную музыку), и Саксен-Эйзенах перешел к герцогу Саксен-Веймарскому, который распустил Эйзенахскую капеллу. В 1742 году Мольтер отправился в Карлсруэ и на следующий год получил там работу, с дополнительным обязательством преподавать музыку в гимназии. Однако финансовые условия были менее благоприятными, чем до 1733 года, и небольшой оркестр подходил только для скромных начинаний. Мольтер преодолел эту ситуацию, написав множество камерных произведений. Никаких изменений не происходило до тех пор, пока внук и преемник Карла Вильгельма, маркграф Карл Фридрих (1728-1811), не достиг совершеннолетия и не взял на себя управление страной. Он правил своей маленькой страной справедливо и умеренно и был образованным человеком, проявлявшим интерес к искусству и наукам, что впоследствии позволило ему познакомиться, в частности, с Глюком, Клопштоком и Гете. В 1747 году он поручил Мольтеру разработать план реорганизации придворного музыкального учреждения, с которым впоследствии во многом согласился. Мольтеру было назначено соответствующее жалованье (500 флоринов плюс 89 натурой), и в его распоряжении было около 25 музыкантов-инструменталистов и певцов, число которых по мере необходимости увеличивалось за счет различных слуг и ушедших на пенсию музыкантов. Помимо струнных инструментов и клавесина (или органа), в состав оркестра входили два гобоя, две флейты, два фагота, две валторны, две или три трубы и литавры. Теперь Мольтер мог исполнять любую музыку, тем более что несколько музыкантов были не только виртуозами на своих инструментах, но и играли на вторых (среди них кларнет и виола да гамба). В последующие годы Мольтер написал огромное количество кантат, симфоний, концертов и камерной музыки. Также исполнялись произведения других композиторов, немецких, итальянских и французских. Придворная музыка в Карлсруэ процветала, хотя оперные постановки не возобновлялись. Мольтер занимал этот пост до своей смерти, и, возможно, именно в знак уважения к Мольтеру маркграф оставил свой пост вакантным на целый год, несмотря на наличие подходящего кандидата; его вторая жена пережила его всего на два года. Сохранившаяся коллекция работ Мольтера обширна и включает в себя все современные жанры; она отражает множество влияний, которым он подвергался. Можно проследить устойчивое развитие от стиля позднего барокко к галантному, как в работах его современников Хассе, Кванца и братьев Граун. Во время его первого пребывания в Карлсруэ (1722-1733) на его стиль повлияла учеба в Италии и знакомство с музыкой венецианских мастеров, но французские элементы также узнаваемы. В годы учебы в Эйзенахе (1734-1741) он сблизился с манерой письма Телемана, познакомившись с работами своих коллег из Центральной Германии, в том числе И.К. Хертеля, И.Б. Баха и Г.Х. Штельцеля; но после своего второго путешествия в Италию (1737-1738) он завершил переход к стилю галанта. Влияние неаполитанцев и Саммартини еще более усилилось во время его второго периода в Карлсруэ (1742-1765) благодаря знакомству с процветающей мангеймской школой. Несмотря на эти стилистические изменения, Мольтер оставался верен центральной немецкой традиции кантора и органиста; и это следует рассматривать как основу его стиля. Хотя иногда встречающаяся тупость в изобретении, как правило, небольшие размеры и рутинное, схематичное использование знакомых моделей указывают на руку второстепенного мастера, это еще не все. Особенно примечателен его интерес к звучности, а следовательно, к инструментам и их акустическим и техническим возможностям; он следил за попытками продвинуться в этом направлении, например (как Граупнер и Эндлер), используя пять литавр вместо обычных двух. Он также экспериментировал самостоятельно. Он не только по-новому использовал знакомые инструменты (в том числе трубу и рожок), но и отдавал предпочтение новым или необычным инструментам, таким как кларнет, шалюмо, флейте дольче, корнетто и арфа. Он сочетал самые разнообразные инструменты и с большим вкусом применял их в различных целях, особенно проявляя чутье к духовым инструментам. Тембр постепенно стал структурным элементом его музыки. Сочетание такого понимания инструментовки с заметным мелодическим даром позволило создать несколько очаровательных камерных произведений – он называл их "концертино", небольшие размеры которых придают им характер миниатюр. Его концерты для кларнета также обязаны своим существованием его интересу к инструментальным проблемам, и им не раз придавалось особое историческое значение: но они были написаны не столько из-за желания Мольтера экспериментировать, сколько для того, чтобы обеспечить репертуар музыканта из Карлсруэ Иоганна Якоба Хенгеля. В некоторых концертах и симфониях Мольтера музыка необычайно оживлена; с другой стороны, в увертюрах чувствуется французская пышность, смешанная с французской грацией, элегантностью и утонченностью. Его "Соната гроссе" представляет собой смелый эксперимент: это совершенно новый вид оркестровых композиций с их циклическим построением и типом движения. Однако ни один другой композитор не продолжил это развитие. В этих произведениях присутствует полифоническое звучание, которое обычно остается на заднем плане в музыке Мольтера, даже в вокальных произведениях. Большая часть его вокальной музыки утрачена; есть основания полагать, что некоторые из них были особенно важны. Несмотря на свою ограниченность, Мольтер был художественной личностью, уровень которой значительно превышал средний уровень немецкого мастера 18-го века. Сохранившиеся рукописи Мольтера были переданы в дар Бадской ландесбиблиотеке Карлсруэ его сыном Фридрихом Валентином Мольтером, бывшим директором библиотеки.
Ноты сочинений Иоганна Мельхиора Мольтера на сайте библиотеки IMSLP