Молтер, Иоганн Мельхиор
1696 - 1765
Назад
Molter, Johann Melchior

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Мельхиор Молтер был немецким композитором. Как и многие немецкие музыканты первой половины XVIII века, он происходил из Тюрингско-Саксонского региона. Его отец, Валентин Молтер, был учителем и кантором в деревне Тифенорт, и Иоганн Мельхиор, вероятно, получил своё первое музыкальное образование от него. Позже он посещал гимназию в Эйзенахе, где ранее учился И.С. Бах; он также входил в хор Chorus Symphoniacus под руководством кантора Й.К. Гейстхирта, что позволило ему ознакомиться с музыкой, развиваемой в Тюрингии, особенно с музыкой придворного оркестра Эйзенаха, основанного в 1708 году Телеманом.
Вероятно, он покинул Эйзенах в 1715 году; осенью 1717 года он поступил на службу скрипачом при маркграфе Карле Вильгельме Баден-Дурлахском, который в этом году переехал из Дурлаха в недавно основанный и быстро растущий город Карлсруэ. В 1718 году Молтер женился на Марии Саломе Роллваген; у них родилось восемь детей.
Молодой придворный музыкант быстро завоевал расположение маркграфа, и его отправили в Италию с полной зарплатой для изучения итальянского стиля. Молтер провёл 1719–1721 годы в Венеции и Риме, и, возможно, познакомился с такими художниками, как Вивальди, Альбинони, братья Марчелло, Тартини и Алессандро Скарлатти.
В 1722 году, после возвращения в Баден, маркграф назначил его придворным капельмейстером в преемство за Иоганном Филиппом Кефером. Его обязанности включали руководство церковной музыкой в придворной капелле, обеспечение музыки за столом, на балах и по различным другим поводам; он также руководил постановками в придворном театре, где развивалась немецкая опера. Множество сочинений датируются этим периодом, включая оратории, кантаты, оркестровые произведения, камерную музыку и, возможно, оперы. Эта деятельность внезапно прекратилась в 1733 году, когда с началом войны за польское наследство маркграф распустил капеллу и бежал в Базель. Молтер был уволен, но сохранил свой титул.
В следующем году он получил должность капельмейстера при дворе герцога Вильгельма Генриха Сакс-Эйзенахского, вакантную после смерти Иоганна Адама Биркенштока. Его обязанности в Эйзенахе были такими же, как и в Карлсруэ, за исключением отсутствия оперных постановок. Многие работы этого периода включают духовные и светские вокальные сочинения.
Жена Молтера умерла в 1737 году, и второе путешествие в Италию в том же году, возможно, связано с этим; с художественной точки зрения причина поездки заключалась в желании Молтера ознакомиться с новыми тенденциями итальянской музыки, связанными с композиторами Перголези, Лео и Саммартини. Он посетил Венецию, Анкону, Фолиньо, Рим и Болонью, а также, вероятно, Неаполь и Милан. Во время пребывания в Италии, в 1738 году, Молтер получил известие о смерти маркграфа Карла Вильгельма и поспешил в Карлсруэ, где почтил память бывшего покровителя исполнением похоронной музыки. Он вернулся в Эйзенах и до 1742 года женился на Марии Кристине Вагнер.
В 1741 году герцог Вильгельм Генрих умер без наследников (Молтер написал похоронную музыку), и Сакс-Эйзенах перешёл к герцогу Сакс-Веймарскому, который распустил эйзенахскую капеллу. Молтер вернулся в Карлсруэ в 1742 году и в следующем году получил работу с дополнительной обязанностью преподавать музыку в гимназии. Финансовое положение, однако, было хуже, чем до 1733 года, и небольшой оркестр подходил только для скромных задач. Молтер преодолел эту ситуацию, создав множество камерных произведений.
Никаких изменений не происходило до тех пор, пока в возрасте совершеннолетия не вступил в управление Карл Фридрих, внук и преемник Карла Вильгельма. Он правил своим маленьким государством справедливо и умеренно, был образованным человеком, интересовавшимся искусством и наукой, что позволило ему контактировать с Глюком, Клопштоком и Гёте. В 1747 году он поручил Молтеру разработку плана по реорганизации придворной музыкальной службы, с которым затем согласился почти полностью. Молтеру назначили соответствующую зарплату (500 флоринов, плюс 89 натуральными выплатами) и предоставили около 25 инструменталистов, число которых при необходимости увеличивалось за счёт различных слуг и вышедших в отставку музыкантов. Помимо струнных и клавесина (или органа), оркестр включал два гобоя (дублирующих флейту), два фагота, два валторны, две или три трубы и литавры. Молтер мог исполнять любую музыку, особенно учитывая, что несколько музыкантов были не только виртуозами на своих инструментах, но и играли на втором (в том числе кларнет и виола да гамба).
В последующие годы Молтер написал огромное количество кантат, симфоний, концертов и камерной музыки. Исполнялись также произведения других композиторов, немецких, итальянских и французских. Придворная музыка в Карлсруэ процветала, хотя производство оперы не возобновлялось.
Молтер занимал эту должность до своей смерти, и возможно, в знак уважения маркграф оставил вакантным пост капельмейстера на целый год, несмотря на наличие подходящего кандидата. Его вторая жена пережила его всего на два года.
Сохранившееся наследие Молтера является обширным и охватывает все современные жанры; оно отражает множество влияний, которым он подвергался. Можно проследить последовательное развитие от позднего барокко к галантному стилю, как у его современников Гассе, Кванца и братьев Граун. В первый период в Карлсруэ (1722–1733) его стиль подвергся влиянию изучения итальянской музыки и знакомства с музыкой венецианских мастеров, но также заметны французские элементы. В годы в Эйзенахе (1734–1741) он приблизился к манере Телемана, через контакт с работами центральногерманских коллег, включая Й.К. Хертеля, И.Б. Баха и Г.Х. Штёцеля; после второго путешествия в Италию (1737–1738) он завершил переход к галантному стилю под влиянием неаполитанцев и Саммартини, а во второй период в Карлсруэ (1742–1765) это развитие продолжилось через знакомство с процветающей мангеймской школой. Во всех этих стилевых изменениях Молтер оставался привязан к центральногерманской традиции кантора и органиста, что является основой его стиля.
Хотя иногда наблюдается тусклость изобретательности, малые размеры произведений и рутинное использование знакомых моделей демонстрируют руку второстепенного мастера, это не вся история. Его интерес к звучанию, а значит к инструментам и их акустическим и техническим возможностям, особенно примечателен; он следил за попытками улучшений в этом направлении, например (как Граупнер и Эндлер) использовал пять литавр вместо обычных двух. Он также экспериментировал самостоятельно. Он применял знакомые инструменты новыми способами (в том числе труба и валторна), а также отдавал предпочтение новым или необычным инструментам, таким как кларнет, шалюмо, флейта d’amore, флейта корнетто и арфа. Он сочетал самые разнообразные инструменты и использовал их с большим вкусом, особенно демонстрируя чувство для духовых инструментов. Тембр постепенно стал структурным элементом его музыки. Сочетание этого понимания инструментовки с заметным мелодическим даром привело к созданию очаровательной камерной музыки — «кончертино», малые размеры которых придают им характер миниатюр. Его концерты для кларнета также возникли из-за интереса к инструментальным задачам и неоднократно придавались особое историческое значение; они создавались не столько ради экспериментов, сколько для репертуара музыканта Карлсруэ Иоганна Якоба Хенгеля.
Некоторые концерты и симфонии Молтера отличаются необычной живостью музыки; в увертюрах, с другой стороны, присутствует французская помпезность, смешанная с грацией, элегантностью и изяществом. Его Sonate grosse представляют собой смелый эксперимент: это совершенно новый тип оркестровой композиции с циклической структурой и типом движений. Однако ни один другой композитор не продолжил это развитие. Эти произведения содержат полифоническое письмо, которое обычно остаётся на заднем плане в музыке Молтера, даже в вокальных произведениях. Большая часть его вокальной музыки утрачена; есть основания полагать, что часть её была особенно значимой. Несмотря на ограничения, Молтер был художественной личностью, значительно превосходящей средний уровень немецкого второстепенного мастера XVIII века.
Сохранившиеся рукописи Молтера были переданы в Баденскую земельную библиотеку Карлсруэ его сыном Фридрихом Валентином Молтером, бывшим директором библиотеки.
Вокальные:
Инструментальные:
Ноты сочинений Иоганна Мельхиора Молтера на сайте библиотеки IMSLP