Молье, Луи де
1615 - 1688

Назад

Mollier, Louis de

  • Дата рождения: около 1615 года
  • Место рождения: Франция
  • Дата смерти: 18 апреля 1688
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Луи де Молье был французским танцором, композитором, поэтом, лютнистом и преподавателем игры на лютне. С 1636 года и до смерти графини Суаcсон в 1644 году он занимал должность директора развлекательных мероприятий при её дворе; именно её покровительство позволило ему попасть в королевский двор. В 1646 году Молье стал придворным лютнистом, а в 1644 году его назначили королевским танцором — именно в этой роли он получил наибольшую известность.

С 1644 по 1665 год он участвовал почти во всех придворных балетах (Ballet du dérèglement des passions, 1648; Ballet de Cassandre, 1651; Ballet de la galanterie du temps, 1656), часто танцуя вместе с молодым Людовиком XIV и его любимцем Жаном-Батистом Лилли. Молье также сочинял музыку для балетов, а иногда и тексты (Ballet des plaisirs troublés, 1657). Согласно Mercure galant (июль 1677), «il a toujours pris soin de mêler ce que la musique française a de plus doux, avec le profond de la science des Italiens» — он всегда старался сочетать самое сладостное во французской музыке с глубиной итальянской науки.

Его крупнейший успех состоялся 6 сентября 1656 года, когда он поставил и сам исполнил балет перед королевой Швеции Кристиной, для которого написал и музыку, и текст. В феврале следующего года музыканты при дворе пытались ограничить влияние Лилли, исключив его из балета с музыкой Молье, но план провалился из-за невысокого качества музыки, и Лилли укрепил свои позиции. Несмотря на это, Лилли не питал обиды к Молье, который продолжал танцевать, сочинять эры и аккомпанировать певцам на лютне и теорбо.

С 1650 года до конца жизни Молье преподавал игру на лютне детям при дворе; его самым важным учеником был дофин. С 1665 по 1673 год он писал песни для театра Марэ, а в 1670-х сочинял музыку для двух опер, когда опера заменила балет де кур как главное придворное развлечение. Согласно Nouveau mercure galant (декабрь 1678), каждый четверг вечером у себя дома Молье устраивал концерт с исполнением небольшой успешной оперы, ранее показанной в Лувре, с участием Жаке де ла Герр на клавесине.

Существует неопределённость, был ли Молье родственником и другом драматурга Мольера; вероятно, последний взял себе этот псевдоним по имени Луи де Молье. Так как оба писали поэзию при дворе одновременно, их творчество иногда трудно различить.

Дочь Молье, Мари-Бланш (1644–1733), стала известной певицей и танцовщицей при дворе. Лорет в письме от 22 февраля 1659 года называл её «La très mignonne Molière» и отмечал её «grâce singulière».

Произведения

  • Les chansons pour danser (Песни для танцев), 1, 2 голоса, Париж, 1640
  • 1 air de cour (Придворная песня), 2 голоса, 1658
  • 3 airs (Песни), Париж, F-Pn 854 Rés Vma
  • Музыка для балетов де кур:
  • Ballet des festes de Bacchus (Балет праздников Вакха), май 1651
  • Ballet de la nuit (Балет ночи), 1653
  • Ballet du temps (Балет времени), 1654
  • Ballet des plaisirs troublés (Балет нарушенных удовольствий), 1657
  • Ballet d’Alcidiane (Балет Алсидьян), 1658
  • Ballet ou mascarade des bergers et des bergères (Балет или маскарад пастухов и пастушек), 1660
  • 2 оперы (утрачены): Les amours de Céphale et d’Aurore (Любовные приключения Кефала и Авроры), 1677; Andromède (Андромеда), 1678
  • Другие утраченные сценические произведения с возможной музыкой Молье:
  • Ballet de l’oracle de la Sibylle de Pansoust (Балет оракула Сивиллы Пансу), 1645
  • Les amours de Jupiter et Sémélé (Любовные приключения Юпитера и Семелы), 1666
  • Les amours du Soleil (Любовные приключения Солнца), 1671
  • Le mariage de Bacchus et d'Ariane (Свадьба Вакха и Арианы), 1672