Молинаро, Симоне
1570 - 1633
Назад

Симоне Молинаро (Simone Molinaro) - итальянский композитор, педагог и лютнист
- Родился около 1570 г. - Генуя.
- Умер после 1633 года.
Его отца звали Бартоломео. Симоне был племянником и учеником Г.Б. Даллы Гостены (убит в 1593 году), чья вторая книга "Канцонетта" (1589) включает его первую опубликованную работу. Несколько публикаций Молинаро также включали работы Даллы Гостены. В 1598 году Молинаро был каноником собора Святого Лоренцо в Генуе. 31 октября 1601 года он стал там маэстро ди капелла, с должности которого был внезапно уволен в октябре 1617 года, возможно, из-за серьезной болезни, на которую он ссылался в двух письмах от 1619 года. Во время его пребывания в кафедральном соборе ему было поручено музыкальное образование нескольких мальчиков, продолжавшееся целых 12 лет, и в 1618 году в Риме были заслушаны несколько "выпускников Симониса Молинария и клариссовой науки". С 1608 года Молинаро был приглашен сначала в качестве дополнительного музыканта, а затем, с 1609 года, на постоянной основе в престижную капеллу Палаццо; в 1625 году он стал маэстро. Визит в Неаполь с ноября 1609 по апрель 1610 года, возможно, привел его к решению издать в виде партитуры шесть книг пятиголосных мадригалов Карло Джезуальдо (Генуя, 1603). Публикация его музыки прекратилась после 1616 года (за исключением немецкого contrafactum, почти наверняка более раннего произведения, опубликованного в 1624), и после 1625 года почти нет биографической информации, за исключением юридического документа, изданного в Генуе в 1627 году, который, однако, мог относиться к другому человеку с таким же именем. В 1633 году он все еще был маэстро капеллы Палаццо, а в 1634 году, согласно переписи духовенства в Генуе, он был жив; в списке 1636 года его имя в капелле Палаццо заменено на имя нового маэстро, Г.П. Косты. Книга Молинаро о лютне, опубликованная в 1599 году, является одной из самых важных в его эпоху. Его сочинения для лютни, раскрывающие мелодический и ритмический дар, включают восемь сальтарелло, 11 пассамеццо, каждое со своей собственной гальярдой, 15 фантазий, детский бал Конде Орландо (переложение для оркестра Респиги из его первой части "Античной музыки и танца", 1917) и переложения пьес Крекильона, Клеменса Нона и других композиторов. В "пассамеццо" и "гальярдах" его владение техникой варьирования проявляется в использовании секвенций, эффектов эха и орнаментальных изысков. Фантазии более виртуозны и дерзки, чем танцевальные номера, и в знаменитой 12-й фантазии его свободное чувство модуляции приводит в необычные для того времени отдаленные области. Он использует хроматизм лишь изредка и, вопреки ожиданиям, не обладает ни дерзостью, ни гармонической уверенностью Джезуальдо, чьей музыкой он восхищался. Как мадригалист, он также был искусен, но не склонен к авантюрам; "Бачи любви и любви к тебе" и "Кантиам музы", две пьесы, появившиеся в "Джардино нуово беллиссимо" (1605), являются одними из его лучших. Его консервативный и плавно-лирический стиль, пожалуй, больше всего соответствует требованиям духовной музыки, но даже в его духовных произведениях иногда раскрывается его потенциал как гармонического колориста, как, например, в "Domine convertere" из "Motectorum" 1597 года. О его репутации знатока современной музыки свидетельствуют "Fattiche spirituali", его сборники мадригалов "sacred contrafacta" Андреа Габриэли, Алессандро Стриджио, Макка, Маренцио, Монте и Орацио Векки, а также его издание "мадригалов Джезуальдо". Молинаро также активно занимался издательской деятельностью, которую он осуществлял в Лоано в сотрудничестве с Ф. Кастелло. Их публикации включают две последние книги, полностью посвященные творчеству Молинаро. Генуэзского музыканта Джованни Баттиста Айкарди, ученика и наследника Молинаро, по-разному называют его приемным “пасынком” (под именем Дж.Б. Молинаро) и "племянником"; точное родство между ними неясно.
Ноты сочинений Симоне Молинаро на сайте библиотеки IMSLP