Молинаро, Симоне
1570 - 1633

Назад

Molinaro, Simone

  • Дата рождения: около 1570 года
  • Место рождения: Генуя, Италия
  • Дата смерти: после 1633 года
  • Место смерти: вероятно, Генуя, Италия

Биография

Симоне Молинаро был итальянским композитором, педагогом и лютнистом. Его отца звали Бартоломео. Он был племянником и учеником Дж. Б. Далла Гостены, убитого в 1593 году; во втором сборнике "Canzonette" (Канцонетты) этого композитора было опубликовано первое произведение Молинаро. Позднее в его собственных изданиях также встречались сочинения Далла Гостены.

В 1598 году Молинаро занимал должность каноника кафедрального собора Святого Лаврентия в Генуе. 31 октября 1601 года он стал маэстро ди каппелла в этом соборе, но в октябре 1617 года был неожиданно уволен, вероятно, из-за тяжелой болезни, о которой сам упоминал в письмах 1619 года. В период его службы в соборе он отвечал за музыкальное воспитание мальчиков, иногда сроком до 12 лет. В 1618 году некоторые ученики «Simonis Molinarij» с отличной музыкальной подготовкой выступали в Риме.

С 1608 года Молинаро был связан с престижной Cappella di Palazzo: сначала как приглашенный музыкант, а с 1609 года — на постоянной основе. В 1625 году он стал её маэстро. Его поездка в Неаполь в 1609–1610 годах, возможно, подтолкнула его к изданию в партитурном виде шести книг мадригалов Карло Джезуальдо (Генуя, 1603). Последние издания его музыки относятся к 1616 году, за исключением немецкого контрафакта 1624 года, почти наверняка созданного ранее. После 1625 года сведения о его жизни крайне скудны. Известен юридический документ 1627 года в Генуе, который мог относиться и к другому человеку с таким же именем. В 1633 году он ещё числился маэстро в Cappella di Palazzo, а в 1634 году упоминается в церковной переписи духовенства в Генуе. В 1636 году его имя было заменено новым маэстро Дж. П. Костой.

Творчество

Наибольшую известность Молинаро принесло его "Intavolatura di liuto libro primo" (Первая книга табулатур для лютни), изданная в 1599 году. Этот сборник считается одним из важнейших для своего времени. Его лютневые сочинения отличаются мелодической изобретательностью и ритмическим разнообразием: среди них — 8 сальтарелло, 11 пассамеццо (каждое сопровождается собственной гальярдой), 15 фантазий, а также "Ballo detto Il Conde Orlando" (Балло под названием «Граф Орландо»), впоследствии оркестрованное Отторино Респиги в его первом цикле "Antiche arie e danze" (Старинные арии и танцы, 1917). В пассамеццо и гальярдах Молинаро демонстрирует мастерство вариационной техники, используя секвенции, эхо-эффекты и орнаментальные украшения.

Фантазии отличаются виртуозностью и смелостью по сравнению с танцевальными пьесами. В знаменитой 12-й фантазии ярко проявляется его чувство модуляции, приводящее к тональным областям, необычным для того времени. Хроматизм в его музыке встречается редко и не напоминает дерзкие гармонические поиски Джезуальдо, чьё творчество он, однако, высоко ценил.

Как автор мадригалов Молинаро проявлял мастерство, но оставался в рамках традиции. Среди его лучших светских сочинений — "Baci amorosi e cari" (Любовные и нежные поцелуи) и "Cantiam Muse cantiamo" (Пойте, музы, пойте). Его стиль, по существу консервативный и плавно лирический, наиболее полно выражен в духовной музыке. Тем не менее, даже в его сакральных произведениях иногда проявляется яркая гармоническая окрашенность, например, в мотете "Domine convertere" (Господи, обратись) из сборника "Motectorum" (Мотеты, 1597).

Молинаро также занимался созданием духовных контрафактов мадригалов в сборниках "Fattiche spirituali" (Духовные труды), где обрабатывал сочинения Андреа Габриэли, Алессандро Стриджио, Мака, Маренцио, Монтеверди и Орацио Векки. Кроме того, он издал в Генуе шесть книг мадригалов Джезуальдо.

В сотрудничестве с Ф. Кастелло в Лоано он осуществлял музыкальные публикации, среди которых были последние два сборника, полностью посвященные его сочинениям. У Молинаро был ученик и наследник — генуэзский музыкант Джованни Баттиста Айкарди, которого называли то его приёмным «пасынком» (под именем Дж. Б. Молинаро), то «племянником». Точное их родственное отношение остаётся неясным.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Motectorum, liber primus" (Мотеты, книга первая, 5 голосов, месса на 10 голосов, Венеция, 1597).
  • "Fattiche spirituali ossia Motteti, libro primo" (Духовные труды, или мотеты, книга первая, 6 голосов, Милан, 1599, утрачено).
  • "Fattiche spirituali ossia Motteti, libro secundo" (Духовные труды, или мотеты, книга вторая, 6 голосов, Милан, 1599, утрачено).
  • "Secondo libro de motetti" (Вторая книга мотетов, 8 голосов, Милан, 1601, частично сохр.).
  • "Primo libro de motetti" (Первая книга мотетов, 5 голосов, Милан, 1604).
  • "Primo libro de Magnificat" (Первая книга «Величит», 4 голоса, basso continuo, Милан, 1605, частично сохр.).
  • "Concerti ecclesiastici" (Церковные концерты, 2–4 голоса, Венеция, 1605).
  • "Terzo libro de motetti" (Третья книга мотетов, 5 голосов, basso continuo, Венеция, 1609).
  • "Concerti, libro primo" (Концерты, книга первая, 1–2 голоса, basso continuo, Милан, 1612).
  • "Passio domini nostri Jesu Christi secundum Matthaeum, Marcum, Lucam, et Joannem" (Страсти Господа нашего Иисуса Христа по Матфею, Марку, Луке и Иоанну, Лоано, 1616).
  • 18 мотетов, опубликованных в разные годы (1598, 1600, 1605, 1610–1613).

Светская музыка:

  • "Primo libro di canzonette" (Первая книга канцонетт, 3–4 голоса, Венеция, 1595).
  • "Intavolatura di liuto libro primo" (Первая книга табулатур для лютни, Венеция, 1599).
  • "Primo libro de madrigali" (Первая книга мадригалов, 5 голосов, Милан, 1599).
  • "Secondo libro delle canzonette" (Вторая книга канцонетт, 3 голоса, Венеция, 1600).
  • "Madrigali con partitura" (Мадригалы с партитурой, 5 голосов, Лоано, 1615, утрачено).
  • 3 мадригала (4–5 голосов, 1590-е и 1600-е годы).
  • Немецкий контрафакт одного мадригала (4 голоса, 1624).

Ноты сочинений Симоне Молинаро на сайте библиотеки IMSLP