Минискальчи, Гульельмо
.... - 1630
Назад
Miniscalchi, Guglielmo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Гульельмо Минискальчи — итальянский композитор и августинский монах, действовавший при церкви Сан-Стефано в Венеции. В 1616 году он опубликовал Coelum armonicum seu concentus a 1–2–3v (Небесная гармония или концерты на 1–2–3 голоса, ныне утрачено). К 1622 году Минискальчи стал маэстро ди капелла при Сан-Стефано и издал Il salmo ‘Miserere mei Deus’ concertato a tre voci con sinfonie … et in fine doi motetti a duo voci (Псалом «Помилуй меня, Боже» для трёх голосов с симфониями … и в конце два мотета для двух голосов).
Наибольшую популярность Минискальчи приобрёл благодаря своим светским сольным песням, собранным преимущественно в трёх книгах арий (Венеция, 1625, 2/1627; 1627; 1630, переиздание 1986 года). Издатель второго тома и коллекционер Алессандро Винченти отмечал, что стиль этих песен «искали и принимали все». Две дополнительные песни появились в сборнике Карло Милануцци Quarto scherzo delle ariose vaghezze (Венеция, 2/1624, переиздание 1986 года).
Наиболее характерные произведения Минискальчи содержатся в его первой книге арий, где он развил относительно свободный, декламационный мелодический стиль для простых текстов канцонетт. Практически во всех этих песнях он использовал двудольный размер и тщательно подчинял музыкальный ритм акцентам слов. Он обычно избегал мелодической последовательности, создавая новую музыку для каждой поэтической строки, часто вставляя паузы для разделения стихов (см. O come superbetta).
В последующих книгах его музыка всё больше приближается к стилям венецианских коллег Г.П. Берти и Милануцци. В этих песнях чаще встречаются изменения размера, а в одной из них (Gia che per hor intenerir, 1630) Минискальчи следует примеру Берти, контрастируя речитативный и трёхдольный арийный стили. Многие песни написаны полностью в трёхдольном размере, с ярко выраженной мелодической повторяемостью как в малом, так и в крупном масштабе. Даже песни в двудольном размере теряют ритмическую гибкость: первая половина Tutto pronto al piacere (1630) непрестанно повторяет короткий ритмический мотив из двух полуночных нот, предшествующих одной четвертной.
Сочетание трёхдольного размера и повторяющихся последовательностей (см. O bocca vezzosa, 1630) повышает мелодичность поздних песен Минискальчи, хотя ценой утраты раннего декламационного стиля.
Ноты сочинений Гульельмо Минискальчи на сайте библиотеки IMSLP