Милтон, Джон
1563 - 1647
Назад
Milton, John

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джон Мильтон — английский любительский композитор, отец знаменитого поэта Джона Мильтона. Практически достоверно, что он был певчим-хористом (boy chorister) в колледже Крайст-Чёрч, Оксфорд, прежде чем стать студентом университета.
В 1585 году он покинул Оксфорд и переехал в Лондон, предположительно, будучи лишённым наследства отцом Ричардом Мильтоном, католиком (возможно недавно обратившимся), из-за своих протестантских убеждений. В 1600 году Джон Мильтон получил права члена гильдии писцов (Scriveners' Company), вскоре после чего женился на Саре Джеффри и поселился на улице Бред-Стрит недалеко от Чипсайда, где в 1608 году родился их старший сын Джон.
В 1632 году он смог спокойно уйти на пенсию в Хортон, Бакингемшир. Его репутация и статус сохранялись: в 1634 году его избрали на пост Мастера гильдии писцов, хотя он не занимал эту должность. Жена Мильтона умерла 3 апреля 1637 года, после чего он жил последовательно с сыновьями Кристофером и Джоном. Похоронен в хорале церкви Святого Джайлса, Криплгейт.
Хотя в последние времена Мильтон привлекает внимание главным образом как отец знаменитого поэта, его музыка была высоко оценена современниками. Произведения Мильтона включены в сборники The Triumphes of Oriana Томаса Морли (1601), Teares or Lamentacions сэра Уильяма Лейттона (1614), Tristitiae Remedium Томаса Мириелла (1616) и The Whole Booke of Psalmes Томаса Равенскрофта (1621). Его первая гармонизация псалмовой мелодии ‘York’ использовалась ещё многие годы и упоминается сэром Джоном Хокинсом в General History (1776).
Существуют свидетельства масштабной работы композитора: Джон Обри упоминал в Brief Lives 80-голосную «песнь», а Эдвард Филлипс, внук Мильтона, писал о 40-голосном In Nomine, представленном «польскому принцу» (вероятно, Альберту Аласко, посетившему Оксфорд в 1583 году).
Антемы Мильтона, составляющие большую часть его творчества, написаны в «полном» стиле (full), а не в «стиховом» (verse). Их источники свидетельствуют о том, что, как и латинское произведение Precamur sancte Domine, они предназначались скорее для домашнего исполнения, чем для литургического. Музыка Мильтона в целом серьёзная, компетентная, но не обязательно захватывающая.
В произведении When David heard (Когда Давид услышал) ощущается дух выдающихся сочинений Уилкса и Томкинса, с тонкой имитацией нисходящих фигур и эффектными суспензиями. В O woe is me for thee (О, горе мне за тебя, плач Давида по Ионатану) композитор эффективно использует контрасты текстур, особенно в расширенных четырёхголосных разделах, чередующих бас и верхние голоса. Первые слова обрабатываются достаточно протяжённо и выразительно, хотя контрапункт на отдельные голоса иногда использует меньшие интервалы. Пятиярусная фантазия для виол демонстрирует уверенное владение инструментальной формой и интересные мелодические идеи.
Антемы и духовная музыка: