Милтон, Джон
1563 - 1647

Назад

Milton, John

  • Дата рождения: около 1563
  • Место рождения: Стэнтон-Сент-Джон, недалеко от Оксфорда, Англия
  • Дата смерти: Лондон, похоронен 15 марта 1647
  • Место смерти: Лондон, Англия

Биография

Джон Мильтон — английский любительский композитор, отец знаменитого поэта Джона Мильтона. Практически достоверно, что он был певчим-хористом (boy chorister) в колледже Крайст-Чёрч, Оксфорд, прежде чем стать студентом университета.

В 1585 году он покинул Оксфорд и переехал в Лондон, предположительно, будучи лишённым наследства отцом Ричардом Мильтоном, католиком (возможно недавно обратившимся), из-за своих протестантских убеждений. В 1600 году Джон Мильтон получил права члена гильдии писцов (Scriveners' Company), вскоре после чего женился на Саре Джеффри и поселился на улице Бред-Стрит недалеко от Чипсайда, где в 1608 году родился их старший сын Джон.

В 1632 году он смог спокойно уйти на пенсию в Хортон, Бакингемшир. Его репутация и статус сохранялись: в 1634 году его избрали на пост Мастера гильдии писцов, хотя он не занимал эту должность. Жена Мильтона умерла 3 апреля 1637 года, после чего он жил последовательно с сыновьями Кристофером и Джоном. Похоронен в хорале церкви Святого Джайлса, Криплгейт.

Хотя в последние времена Мильтон привлекает внимание главным образом как отец знаменитого поэта, его музыка была высоко оценена современниками. Произведения Мильтона включены в сборники The Triumphes of Oriana Томаса Морли (1601), Teares or Lamentacions сэра Уильяма Лейттона (1614), Tristitiae Remedium Томаса Мириелла (1616) и The Whole Booke of Psalmes Томаса Равенскрофта (1621). Его первая гармонизация псалмовой мелодии ‘York’ использовалась ещё многие годы и упоминается сэром Джоном Хокинсом в General History (1776).

Существуют свидетельства масштабной работы композитора: Джон Обри упоминал в Brief Lives 80-голосную «песнь», а Эдвард Филлипс, внук Мильтона, писал о 40-голосном In Nomine, представленном «польскому принцу» (вероятно, Альберту Аласко, посетившему Оксфорд в 1583 году).

Творчество

Антемы Мильтона, составляющие большую часть его творчества, написаны в «полном» стиле (full), а не в «стиховом» (verse). Их источники свидетельствуют о том, что, как и латинское произведение Precamur sancte Domine, они предназначались скорее для домашнего исполнения, чем для литургического. Музыка Мильтона в целом серьёзная, компетентная, но не обязательно захватывающая.

В произведении When David heard (Когда Давид услышал) ощущается дух выдающихся сочинений Уилкса и Томкинса, с тонкой имитацией нисходящих фигур и эффектными суспензиями. В O woe is me for thee (О, горе мне за тебя, плач Давида по Ионатану) композитор эффективно использует контрасты текстур, особенно в расширенных четырёхголосных разделах, чередующих бас и верхние голоса. Первые слова обрабатываются достаточно протяжённо и выразительно, хотя контрапункт на отдельные голоса иногда использует меньшие интервалы. Пятиярусная фантазия для виол демонстрирует уверенное владение инструментальной формой и интересные мелодические идеи.

Произведения

Антемы и духовная музыка:

  • 4 произведения в сборнике Лейттона Teares or Lamentations (Слёзы или Ламентации печальной души):
  • Thou God of might (Ты, могучий Боже, 4 голоса и инструменты)
  • If that a sinner's sighs (Если вздохи грешника, 5 голосов)
  • O had I wings (О, если бы у меня были крылья, 5 голосов)
  • O Lord, behold my miseries (О, Господи, взгляни на мои бедствия, 5 голосов)
  • 5 произведений в сборнике Мириелла Tristitiae Remedium (Лекарство от печали):
  • I am the resurrection (Я — воскресение, 5 голосов)
  • O woe is me for thee (О, горе мне за тебя, 5 голосов)
  • When David heard (Когда Давид услышал, 5 голосов)
  • How doth the holy city / She weepeth continually (Как плачет святой город / Она непрестанно рыдает, 6 голосов, 2 раздела)
  • Precamur sancte Domine (Молимся Тебе, святой Господь, 6 голосов, 1 раздел)
  • In Nomine, 6 голосов (Во Имя Господа); некоторые разделы опубликованы
  • 2 мелодии York (Йорк), 1 мелодия Norwich (Норвич, 1621)
  • Fair Orian, 6 голосов (Прекрасная Ориана, 1601)
  • 4 фантазии для 5–6 голосов (4 фантазии на 5–6 голосов, MB, ix, 1955/1962)
  • If ye love me, 4 голоса (Если любите Меня)