Милануцци, Карло
1594 - 1647

Назад

Карло Милануцци (Carlo Milanuzzi) - итальянский композитор и органист

  • Родился около 1594 г. - Санатолья (ранее - Натолья), графство Камерино.
  • Умер около 1647 года.

Хотя он родился в центральной Италии, большую часть своей жизни провел на севере. Он стал монахом-августинцем и жил в Венеции незадолго до 1618 года, работая в церкви Святого Стефана. В 1619 году он был органистом августинской церкви в Перудже, а в 1622 году вернулся на север и стал маэстро капеллы Святой Евфимии в Вероне. С 1623 по 1629 год он был органистом собора Святого Стефана в Венеции, а с 1629 по 1634 год - в Финале ди Модена. В 1636 году он стал маэстро капеллы собора Камерино, а его последнее известное назначение, в 1643 году, было снова в Венеции, в качестве маэстро и органиста церкви Святого Мауро в Новента-ди-Пьяве. Он также был известен как проповедник и литературный деятель, опубликовавший пастораль "Джачинто Феличе и Амарилли утешата" (Венеция, 1625) и литературные сборники "Арпа амороза", "Токка с поэтикой мано" и "Скерци, девозиони". Милануцци внес значительный вклад в жанр сольной арии, по крайней мере, в девяти книгах "ариоза вагезе", восемь из которых сохранились. В основном это короткие арии в мелодичном стиле, который быстро набирал популярность в северной Италии в 1620-х годах; многие из них очень очаровательны. Несомненно, стремясь привлечь как можно более широкую аудиторию, он включил "письма для гитары", а в соч.9 есть несколько испанских танцев для гитары, среди которых очень ранний пример мелодии фолии. Он был одним из самых прогрессивных светских монодистов своего времени, и перспективные разработки в области строфической арии в 1620-х и 1630-х годах четко отражены в его творчестве. Характерной чертой арийного стиля Милануцци является последовательное повторение мелодико-ритмического мотива, который соответствует повторяющейся стихотворной единице из того же количества слогов, что и в "Даль сиель любви безмятежной", соч.9; он часто жертвовал чувствительностью к текстовым акцентам ради ясности музыкального оформления. Соч.11 включает монодии Монтеверди, Берти и Минискальчи. Более ранние концертные светские пьесы для двух-четырех голосов в соч.3 имеют изящно украшенные мелодии, а некоторые из них представлены в простой бинарной форме. Во всех многочисленных и разнообразных духовных композициях Милануцци используются элементы концертато, как правило, в несколько голосов с продолжением; требования к их мелкому исполнению (или крупномасштабному, если использовать гибкие варианты исполнения, как в соч.16) отражают его занятость в религиозных учреждениях со скромными исполнительскими возможностями. Хотя его коллекция сольных песнопений не сохранилась, он добавил несколько песнопений для соло-баса к соч.13, а в литаниях соч.5 он использовал стиль кантилены, в котором есть расширенные сольные пассажи, объединенные тутти. Влияние арии ощущается в "ходячих" басовых фигурах с причудливыми изгибами в соч.19, которые становятся похожими на партерные басы, когда, как это иногда случается, их повторяют достаточно часто (даже в разных тональностях). В некоторых частях псалма из соч.14 действительно звучит подлинный бас, что указывает на то, что при написании длинных текстов Милануцци чувствовал, что какой-то повторяющийся материал поможет объединить произведение: в нескольких пьесах он вернулся к своей вступительной теме на словах "Sicut erat", а один раз он вернул также вступительный текст, как это делал Монтеверди в некоторых своих венецианских псалмах. Милануцци, безусловно, был одним из первых композиторов малой музыки, экспериментировавших с объединением псалмов: поскольку его псалмы рассчитаны на более скромные силы, чем у большинства других итальянских композиторов того периода, такой структурный подход был тем более необходим, чтобы избежать монотонности. Даже его мессы (соч.16) в основном предназначены только для трех солистов и органа, хотя для рипьено и инструментального ансамбля есть дополнительные партии, которые делают их больше похожими на праздничные оркестровые мессы того времени.

Ноты сочинений Карло Милануцци на сайте библиотеки IMSLP