Милануцци, Карло
1594 - 1647

Назад

Milanuzzi, Carlo

  • Дата рождения: около конца XVI века
  • Место рождения: Санатолья (ранее S. Natoglia), близ Камерино, Италия
  • Дата смерти: около 1647 года
  • Место смерти: вероятно, Венеция или окрестности

Биография

Карло Милануцци — итальянский композитор и органист эпохи раннего барокко. Несмотря на происхождение из Центральной Италии, значительную часть жизни он провёл на севере страны. Милануцци был августинским монахом и около 1618 года находился в Венеции, где работал при церкви Сан Стефано.

В 1619 году он стал органистом августинской церкви в Перудже, но уже в 1622 году вернулся на север, получив должность маэстро ди капелла при церкви Санта Еуфемия в Вероне. С 1623 по 1629 годы был органистом церкви Сан Стефано в Венеции, а с 1629 по около 1634 года служил в Финале ди Модена. В 1636 году занимал пост маэстро ди капелла в кафедральном соборе Камерино, а в 1643 году его последним известным назначением стала должность маэстро и органиста в Сан Мауро, Новента-ди-Пьяве, в венецианской области.

Помимо музыки Милануцци прославился как проповедник и литератор. Он опубликовал пастораль «Giacinto felice & Amarilli consolata» (Счастливый Гиацинт и утешенная Амарилли, Венеция, 1625), а также литературные сборники «Arpa amorosa, tocca con poetica mano» (Любовная арфа, затронутая поэтической рукой) и «Scherzi, devozioni» (Шутки и благочестия).

Творчество

Карло Милануцци оставил значительный вклад в развитие жанра сольной арии, создав как минимум девять сборников «ariose vaghezze» (изящные арии), из которых сохранилось восемь. Эти арии отличаются напевностью, простотой и чарующим стилем, соответствовавшим моде северной Италии 1620-х годов. Для расширения круга слушателей композитор включал аккомпанемент для гитары, а в девятом сборнике встречаются испанские танцы, среди которых — одно из самых ранних известных использований мелодии follia (фолия).

Милануцци считается одним из самых прогрессивных светских монидистов своего времени. Его арии часто строились на последовательном повторении мелодико-ритмического мотива, что придавало произведениям ясную структуру. При этом текстовое ударение иногда жертвовалось ради музыкального дизайна. В сборнике op.11 он включил монодии не только собственные, но и сочинения Клаудио Монтеверди, Бертии и Минискальки.

Среди светских произведений ранние многоголосные пьесы (op.3) отличаются изяществом и украшенными мелодиями, иногда в простой бинарной форме.

В духовных сочинениях Милануцци также применял концертирующие приёмы: он писал мотеты, псалмы, мессы и литании, которые исполнялись небольшими силами с basso continuo. Его духовные концерты отличаются использованием сольных партий и tutti, а также влиянием арии (например, в опусе 19 с «шагающим» басом). В некоторых псалмах он использовал приёмы вариационной структуры и даже возвращал начальные темы или тексты, как это делал Монтеверди.

Мессы Милануцци (op.16) в основном предназначались для трёх солистов и органа, но включали факультативные партии для хора и инструментального ансамбля, что позволяло исполнять их и в более торжественном стиле.

Произведения

(все изданы в Венеции)

Духовные:

  • «Sacri rosarum flores» (Священные цветы роз), для 2–4 голосов, книга I (1619)
  • «Vespertina psalmodia» (Вечерняя псалмодия), для 2 голосов и органа, книга I (1619)
  • «Letanie della Beata Vergine» (Литании Пресвятой Девы), для 4–8 голосов, с кантиленами и концертирующими разделами, с basso continuo (1622)
  • «Armonia sacra di concerti, messa et canzoni» (Священная гармония концертов, месса и канцоны), для 5 голосов и basso continuo (1626)
  • «Sacra cetra concertata con affetti ecclesiastici» (Священная лира, соединённая с церковными аффектами), для 2–5 голосов, с приложением 6 мотетов, арий и пьес для баса соло, книга II (1625)
  • «Concerto sacro di salmi intieri» (Священный концерт полных псалмов), для 2–3 голосов и basso continuo, книга I (1629)
  • «Messe a 3 concertate» (Концертирующие мессы на 3 голоса), которые можно исполнять также на 7, 11 голосов, с добавлением 4 голосов и 4 инструментов ad libitum, basso continuo, книга I (1627)
  • «Hortus sacer deliciarum» (Священный сад наслаждений), для 1–3 голосов, с мессой и литаниями Пресвятой Девы, книга III (1636)
  • «Concerto sacro di salmi intieri» (Священный концерт полных псалмов), для 2–3 голосов, basso continuo и 2 скрипок, книга II (1643)
  • «Compieta intiera concertata con le antifone, e Litanie BVM di Dio» (Полная комплета с антифонами и литаниями Пресвятой Девы), для 1–4 голосов и органа (1647)

Светские:

  • «Aurea corona de scherzi poetici» (Золотая корона поэтических шуток), для 2–4 голосов и basso continuo, книга I (1620)
  • «Primo scherzo delle ariose vaghezze» (Первая шутка из изящных арий), для одного голоса, клавесина, гитары, арфы и других инструментов, с буквенными обозначениями, табулатурой и гаммой, (1622)
  • «Secondo scherzo delle ariose vaghezze» (Вторая шутка из изящных арий), для одного голоса и basso continuo, с приложением лёгких сонат (1622)
  • «Terzo scherzo delle ariose vaghezze» (Третья шутка из изящных арий), для одного голоса и basso continuo, с добавлением баллеттов, сарабанд, испанских танцев, гальярд, фолий, чаккон и других пьес для гитары (1623)
  • «Quarto scherzo delle ariose vaghezze» (Четвёртая шутка из изящных арий), для одного голоса и basso continuo, с одной кантатой и ариями К. Монтеверди, а также двумя собственными ариями (1624)
  • «Sesto libro delle ariose vaghezze» (Шестая книга из изящных арий), для одного голоса и basso continuo (1628)
  • «Settimo libro delle ariose vaghezze» (Седьмая книга из изящных арий), для одного голоса и basso continuo, с добавлением арьетты для двух голосов со скрипичными симфониями (1630)
  • «Ottavo libro delle ariose vaghezze» (Восьмая книга из изящных арий), для одного голоса и basso continuo (1635)
  • «Nono libro delle ariose vaghezze» (Девятая книга из изящных арий), для 1–2 голосов и basso continuo (1643)

Утраченные произведения — многочисленные мотеты, мадригалы, псалмы, мессы, комплеты, арии и танцевальные пьесы, упомянутые в источниках, но не сохранившиеся.

Ноты сочинений Карло Милануцци на сайте библиотеки IMSLP