Милануцци, Карло
1594 - 1647
Назад
Milanuzzi, Carlo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Карло Милануцци — итальянский композитор и органист эпохи раннего барокко. Несмотря на происхождение из Центральной Италии, значительную часть жизни он провёл на севере страны. Милануцци был августинским монахом и около 1618 года находился в Венеции, где работал при церкви Сан Стефано.
В 1619 году он стал органистом августинской церкви в Перудже, но уже в 1622 году вернулся на север, получив должность маэстро ди капелла при церкви Санта Еуфемия в Вероне. С 1623 по 1629 годы был органистом церкви Сан Стефано в Венеции, а с 1629 по около 1634 года служил в Финале ди Модена. В 1636 году занимал пост маэстро ди капелла в кафедральном соборе Камерино, а в 1643 году его последним известным назначением стала должность маэстро и органиста в Сан Мауро, Новента-ди-Пьяве, в венецианской области.
Помимо музыки Милануцци прославился как проповедник и литератор. Он опубликовал пастораль «Giacinto felice & Amarilli consolata» (Счастливый Гиацинт и утешенная Амарилли, Венеция, 1625), а также литературные сборники «Arpa amorosa, tocca con poetica mano» (Любовная арфа, затронутая поэтической рукой) и «Scherzi, devozioni» (Шутки и благочестия).
Карло Милануцци оставил значительный вклад в развитие жанра сольной арии, создав как минимум девять сборников «ariose vaghezze» (изящные арии), из которых сохранилось восемь. Эти арии отличаются напевностью, простотой и чарующим стилем, соответствовавшим моде северной Италии 1620-х годов. Для расширения круга слушателей композитор включал аккомпанемент для гитары, а в девятом сборнике встречаются испанские танцы, среди которых — одно из самых ранних известных использований мелодии follia (фолия).
Милануцци считается одним из самых прогрессивных светских монидистов своего времени. Его арии часто строились на последовательном повторении мелодико-ритмического мотива, что придавало произведениям ясную структуру. При этом текстовое ударение иногда жертвовалось ради музыкального дизайна. В сборнике op.11 он включил монодии не только собственные, но и сочинения Клаудио Монтеверди, Бертии и Минискальки.
Среди светских произведений ранние многоголосные пьесы (op.3) отличаются изяществом и украшенными мелодиями, иногда в простой бинарной форме.
В духовных сочинениях Милануцци также применял концертирующие приёмы: он писал мотеты, псалмы, мессы и литании, которые исполнялись небольшими силами с basso continuo. Его духовные концерты отличаются использованием сольных партий и tutti, а также влиянием арии (например, в опусе 19 с «шагающим» басом). В некоторых псалмах он использовал приёмы вариационной структуры и даже возвращал начальные темы или тексты, как это делал Монтеверди.
Мессы Милануцци (op.16) в основном предназначались для трёх солистов и органа, но включали факультативные партии для хора и инструментального ансамбля, что позволяло исполнять их и в более торжественном стиле.
(все изданы в Венеции)
Духовные:
Светские:
Утраченные произведения — многочисленные мотеты, мадригалы, псалмы, мессы, комплеты, арии и танцевальные пьесы, упомянутые в источниках, но не сохранившиеся.
Ноты сочинений Карло Милануцци на сайте библиотеки IMSLP