Милани, Франческо
1600 - 1648
Назад
Milani, Francesco

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Милани — итальянский композитор эпохи барокко, связанный главным образом с Болоньей. Почти вся его профессиональная жизнь прошла в церкви Сан-Петронио в Болонье, одном из важнейших музыкальных центров Италии XVII века. В 1600–1610 годах он работал там певцом, затем с 1611 года — тромбонистом, получив повышение жалованья, и занимал эту должность до 1629 года. В 1630 году Милани был назначен маэстро ди капелла собора и оставался на этом посту до 1648 года.
Он также состоял в знаменитой болонской Академии Филомузи (Accademia dei Filomusi) под псевдонимом «Il Solitario» («Одинокий»). Эта академия объединяла музыкантов и ученых, занимавшихся развитием музыкального искусства и теории в Болонье.
Творческое наследие Франческо Милани невелико и представлено в основном духовной музыкой. Его сочинения тяготеют к старому стилю (stile antico), особенно в литургических жанрах — псалмах и гимнах, которые писались для практического богослужебного употребления.
Сборник "Vespri per tutto l’anno" («Вечерни на весь год», Венеция, 1635) включает псалмы для четырёх голосов, которые могли исполняться «с органом и без органа». Все пьесы написаны alla breve, некоторые — в традиционных «высоких ключах», что отражает связь с вокально-хоровой практикой Ренессанса.
Гимны, опубликованные в 1635 году под названием "Hymnorum Urbani VIII" («Гимны Урбана VIII»), были написаны в соответствии с новыми реформами богослужебных текстов, проведенными папой Урбаном VIII. Известная рукопись этого сборника датируется 1647 годом, что свидетельствует о продолжении интереса к этим сочинениям и после их первого издания.
В издании "Letanie e motetti" («Литании и мотеты», Венеция, 1638) для двух хоров старый стиль сочетается с более современным. Второй хор иногда располагается в более низком регистре, а отдельные произведения, например "Dilecta mea" («Возлюбленная моя»), написаны в танцевальном трёхдольном ритме, что придаёт им живость и динамику.
Особое место занимает произведение "Ave verum" («Радуйся, истинный») для пяти голосов и органа, которое выделяется выразительностью и красотой и считается одним из лучших в наследии композитора.
Ноты сочинений Франческо Милани на сайте библиотеки IMSLP