Мельчевский, Марцин
1600 - 1651
Назад

Марцин Мельчевский (Marcin Mielczewski) - польский композитор
- Родился в около 1600 года.
- Умер в сентябре 1651 г. - Варшава.
Ученик Францишека Лилиуса, он впервые упоминается в 1632 году как музыкант королевской капеллы в Варшаве, где он, вероятно, работал в течение нескольких лет, главным образом как композитор. С 1645 года и до своей смерти он был музыкальным руководителем брата короля Кароля Фердинанда Вазы, епископа Плоцкого (двор епископа в основном находился в Варшаве и в его резиденциях неподалеку). Его польские современники признавали Мельчевского первоклассным композитором. Хотя в 17 веке были напечатаны только две его работы, они были исполнены за границей, о чем свидетельствуют рукописи, содержащие некоторые из них в архивах Чехии и Германии. Маттиас Шахт включил запись о нем в свой "Musicus danicus" (закончен в 1687 году), и Николай Дилецкий, вероятно, один из его учеников, также ссылался на него и цитировал отрывки из его произведений в своем трактате "Музыкийская грамматика". Мельчевский действительно был одним из ведущих польских композиторов своего времени, и его творчество было обширным и разнообразным. Принцип концертато доминирует во всем корпусе его вокальных произведений с аккомпанементом, и ему подчинены как гомофонические, так и полифонические произведения. Он написал множество духовных концертов как для нескольких, так и для многих голосов, а также множество полихоральных произведений и был первым, кто ввел венецианское рондо-концертато в польскую музыку. Стиль его небольших концертов, в которых слова выражены в полной мере, наводит на мысль, что он, должно быть, также сочинял светские вокальные и инструментальные произведения, такие как мадригалы, которые не сохранились. Мессы и мотеты с аккомпанементом для большого числа исполнителей продолжают полихоральную традицию венецианской школы и также включают виртуозные сольные пассажи, в отличие от tutti. Его инструментальные канцоны отличаются четкой формой и сводчатыми структурами. Он также писал вариации канцон, одна из которых особенно характерна; в каждом втором разделе есть точные или слегка измененные цитаты из польской народной песни, некоторые в танцевальных ритмах – мазурка встречается здесь впервые в польском музыкальном искусстве. Мельчевский также цитировал популярные польские религиозные песни в своих священных произведениях, придавая им особый местный характер: например, его Missa super "O gloriosa domina" основана на версии мелодии песни, названной в названии, которая известна только из польских источников. Он писал и другие мессы, а также мотеты в стиле prima pratica, в котором простая песенная cantus firmus обычно располагается на басу в качестве гармонической основы.
Ноты сочинений Марцина Мельчевского на сайте библиотеки IMSLP