Мильчевский, Марцин
.... - 1651
Назад
Mielczewski, Marcin

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Марцин Мильчевский был польским композитором, учеником Францишека Лилиуса. Впервые о нём известно в 1632 году как о музыканте королевской капеллы в Варшаве, где он, вероятно, работал уже несколько лет, главным образом как композитор. С 1645 года и до своей смерти он занимал пост директора музыки у брата короля, Кароля Фердинанда Вазы, епископа Плоцка. Епископский двор находился преимущественно в Варшаве и на его загородных резиденциях.
Современники Мильчевского в Польше признавали его композитором первого ряда. Хотя при жизни было напечатано всего два его произведения, они исполнялись за границей, о чём свидетельствуют рукописи в архивах Чехии и Германии. Маттиас Шахт включил запись о нём в Musicus danicus (завершён в 1687 году), а Николай Дилетский, вероятно, один из его учеников, упоминал Мильчевского и цитировал фрагменты его произведений в трактате Musikiyskaya grammatika.
Мильчевский был одним из ведущих польских композиторов своего времени, и его творческое наследие обширно и разнообразно. Принцип концертато преобладает во всех его вокальных произведениях с сопровождением, как гомофонических, так и полифонических. Он создавал различные сакральные концертато как для небольшого, так и для большого числа голосов, а также многочисленные полихорные сочинения. Именно он первым ввёл в польскую музыку венецианское rondo concertato. Стиль его камерных концертато, в которых слова получают полное выражение, предполагает, что он также писал светскую вокальную и инструментальную музыку, например мадригалы, которые не сохранились.
Сопровождаемые мессы и мотеты для большого числа исполнителей продолжали полихорную традицию венецианской школы и включали виртуозные солирующие партии, контрастирующие с tutti. Его инструментальные канцоны чётко структурированы и включают арочные формы. Он также писал вариационные канцоны, одна из которых особенно характерна: в каждом разделе встречается точная или слегка изменённая цитата польской народной мелодии, некоторые в танцевальных ритмах — здесь впервые встречается мазурка в польской художественной музыке.
Мильчевский цитировал популярные польские религиозные песни в своих сакральных произведениях, придавая им локальный колорит. Например, Missa super “O gloriosa domina” (Месса «О славная Госпожа») основана на мелодии одноимённой песни, известной только по польским источникам. Он также писал мессы и мотеты в стиле prima pratica, где кантус фирмус обычно помещался в бас как гармоническая основа.
Мильчевский создавал произведения преимущественно в сакральной сфере, применяя концертато как принцип композиции. Его музыка сочетает полифонию с ясной выразительностью текста и содержит элементы виртуозности, в том числе в инструментальных канзонах и вариациях на народные мелодии.
Сакральные вокальные произведения
Инструментальные произведения
Всего около 40 произведений, большинство не опубликовано.
Ноты сочинений Марцина Мильчевского на сайте библиотеки IMSLP