Мишна из Отрадовице, Адам Вацлав
1600 - 1676

Назад

Адам Вацлав Мишна из Отрадовице (Adam Václav Michna z Otradovic) - чешский композитор и поэт

  • Родился около 1600 г. - Йиндржихув Градец.
  • Умер 2 ноября 1676 г. - Йиндржихув Градец.

Отец Мишны, Михал, был бургграфом замка в Йиндржихув-Градеце и слыл городским органистом и лидером замковых трубачей. Вероятно, Адам получил раннее музыкальное образование от своего отца. В 1611-1612 годах, а затем в 1615-1617 годах он учился в городской иезуитской гимназии. Иезуиты были ведущей музыкальной силой в чешских землях в 17-м и 18-м веках, и Мишна, по-видимому, стал одним из их любимых композиторов, о чем свидетельствует поразительное количество его сочинений, напечатанных, в основном, иезуитским академическим издательством в Праге. Среди друзей, с которыми Михна подружился в школьные годы, был главный управляющий епископа в Кромержиже Иоганн Николаус Рейтер фон Хорнберг (умер в 1669 году), которому он посвятил свой самый важный сборник концертных произведений "Таинства и литании". Примерно в 1633 году Мишна стал городским органистом Йиндржихув-Градеца, что стало его единственным официальным музыкальным назначением. Лицензированное винное хранилище и выгодный брак с Зузаной Циммерманновой принесли ему значительный доход; он был владельцем крупной недвижимости и занимал видное место в местных делах. В 1673 году он основал благотворительный фонд для трех талантливых молодых музыкантов из своего района. Он был дважды женат, но сведений о детях нет. По оценкам, сохранилось лишь около трети сочинений Мишны. Все они предназначены для церкви и делятся на два типа: простые народные гимны и сложные латинские концертато. На его гимны явно повлияла сильная и давняя традиция церковного пения в чешских землях, но ничто из того, что можно обнаружить в его творчестве, не объясняет в полной мере заметного современного итальянского влияния на его латинскую церковную музыку. Два его сборника гимнов, "Чешская марианская музыка" и "Музыка для богослужебного года", были специально составлены для использования церквями с ограниченными музыкальными ресурсами. Они содержат простые четырех- и пятиголосные гомофонические переложения его собственной религиозной поэзии, а мелодии имеют ярко выраженный народный характер. Каждый гимн может сопровождаться простой продолжительной частью. Некоторые фрагменты из этих двух книг по сей день пользуются популярностью в Чехословакии, а священные тексты Мишны считаются вершиной чешской поэзии эпохи барокко. Он также написал слова для Loutna česká ("Чешской лютни"), которая технически также является сборником гимнов, но по музыкальному стилю служит связующим звеном между двумя его крайностями в сочинительстве. Гимны написаны в виде арий для двух сольных голосов в сопровождении струнных и органа, которые исполняют короткие ритурнели. Чешская лютня и Obsequium Marianum (его самая ранняя из сохранившихся концертных композиций) в настоящее время не завершены. Из произведений Мишны в стиле концертато наиболее заметными являются "Таинства и литании" (1654). В них задействовано от четырех до шести сольных голосов с хором, а иногда и два хора. Инструментовка разнообразна, но основана на сочетаниях скрипок, альтов, тромбонов и корнеттов с органным континуумом. Даже в такой сложной музыке все еще чувствуется сильная народная примесь, отчасти благодаря модальности гармонии, отчасти благодаря коротким мелодическим мотивам, на которых построен его контрапункт. Во второй мессе "Святой и ектении" Михна фактически использовал вступление к чешскому рождественскому гимну, которое повторяется в качестве связующего мотива. В третьей мессе он создал протяженную пассакалию, вся месса состоит из вариаций на восьмитактовом басу. Музыка Мишны отличается своим колоритом и привлекательными мелодическими качествами. Он был выдающимся композитором чешских земель в 17 веке, доминировавшим над своими современниками.

Ноты сочинений Адама Вацлава Мишны из Отрадовице на сайте библиотеки IMSLP