Михна из Отрадовиц, Адам Вацлав
1600 - 1676
Назад
Michna z Otradovic, Adam Václav
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Адам Вацлав Михна — чешский композитор и поэт. Его отец Михаил был «бургграфом» замка в Йиндржихуве Градце и, по сведениям, городским органистом и руководителем замковых трубачей. Вероятно, Адам получил начальное музыкальное образование у отца. В 1611–1612 и снова в 1615–1617 годах он учился в городской иезуитской гимназии. Иезуиты были ведущей музыкальной силой в чешских землях в XVII и XVIII веках, и Михна, по-видимому, стал одним из их любимых композиторов, что подтверждается значительным количеством его произведений, напечатанных преимущественно Пражской академической типографией иезуитов. Среди друзей, завязанных в школьные годы, был главный распорядитель епископа в Кромержиже, Иоганн Николаус Рейтер фон Хорнберг (ум. 1669), которому Михна посвятил свой важнейший концертантный сборник Sacra et litaniae. Около 1633 года Михна стал городским органистом Йиндржихува Градца, что было его единственным официальным музыкальным назначением. Лицензированный винный погреб и выгодный брак с Зузаной Циммерманновой приносили ему значительный доход; он был крупным собственником недвижимости и заметной фигурой в местных делах. В 1673 году учредил фонд для трёх талантливых молодых музыкантов своего района. Был женат дважды, о детях сведений нет.
Считается, что сохранилась лишь около трети произведений Михны. Все они церковные и делятся на два разных типа: простые народные гимны и сложные латинские концертантные произведения. Гимны явно отражают сильную и давнюю традицию соборного пения в чешских землях, однако ничто в его биографии полностью не объясняет заметное и современное влияние итальянской музыки в его латинской церковной музыке.
Два сборника гимнов — Česká mariánská muzika («Чешская марианская музыка») и Svatoroční muzika («Музыка для литургического года») — были специально составлены для использования в церквях с ограниченными музыкальными ресурсами. В них содержатся простые четырех- и пятиголосные гомофонные обработки собственных религиозных стихов Михны, а мелодии имеют явный народный характер. Каждый гимн может сопровождаться простым континуо. Некоторые произведения из этих двух сборников используются в народной традиции в Чехословакии до настоящего времени, а тексты Михны считаются вершиной чешской барочной поэзии.
Он также написал слова для Loutna česká («Чешская лютня»), которая технически тоже является сборником гимнов, но по музыкальному стилю служит мостом между его двумя крайними типами сочинений. Гимны в этом сборнике оформлены как арии для двух солистов с сопровождением струнных инструментов и органа, при этом инструменты исполняют короткие риторнеллы.
Из концертантных произведений Михны наиболее значительными являются произведения из Sacra et litaniae (Прага, 1654). Они используют от четырех до шести солистов с хором, а иногда и два хора. Инструментовка разнообразна, но основывается на перестановках скрипок, альтов, тромбонов и корнетов с органным континуо. Даже в такой сложной музыке сохраняется заметная народная примесь, частично через модальность гармонии и частично через короткие мелодические мотивы, на которых строится контрапункт. Во второй мессе Sacra et litaniae Михна использовал начало чешской рождественской песни, которая повторяется как связующий мотив. В третьей мессе он создал расширенную пассакалию, вся месса состоит из вариаций на восьми тактовой басовой линии.
Музыка Михны примечательна своей цветовой насыщенностью и привлекательностью мелодий. Он был выдающимся композитором чешских земель XVII века, доминировавшим над своими современниками.
Ноты сочинений Адама Вацлава Михны из Отрадовиц на сайте библиотеки IMSLP