- Дата рождения: около 1575 года
- Место рождения: Рим, Италия
- Дата смерти: после 1659 года
- Место смерти: Рим, Италия
Биография
Романо Микели — итальянский композитор и музыкальный полемист XVII века. Он изучал контрапункт у Сориано и Дж. М. Нанино. В разные годы посещал Венецию, Неаполь (где находился на службе у Джезуальдо примерно с 1596 по 1598 год), Феррару, Болонью и Милан.
В июне 1609 года он стал маэстро ди капелла в кафедральном соборе Тиволи, однако в январе 1610 года покинул должность под давлением. Впоследствии занимал аналогичные посты в кафедральном соборе Конкордии Саджитарии (1616) и в кафедральном соборе Аквилеи (1618–1621). Вернувшись в Рим, он был претендентом на должность маэстро ди капелла в церкви Джезу, но его назначение было заблокировано, вероятно, из-за противодействия папских певцов, недовольных его полемикой. В ответ Микели опубликовал Virtuoso manifesto (1624).
В марте 1625 года он стал маэстро в церкви Сан Луиджи дей Франчези благодаря вмешательству посла герцога Савойи. В июле того же года он примирился с папскими певцами, без которых невозможно было организовать масштабные музыкальные мероприятия. В течение 1625 года Микели получил значительную сумму за организацию музыки в грандиозной процессии Страстной пятницы. Он покинул Сан Луиджи в 1627 году, а в 1636 году получил каноническую должность в Неаполе, где оставался несколько лет. К 1644 году вернулся в Рим и пытался восстановить прежнюю должность в Сан Луиджи, но безуспешно, после чего публиковал новые полемические работы. В поздних произведениях он называл себя просто «prete sacerdote» (священник) или «musico di Roma» (музыкант Рима).
Творчество
Микели посвятил себя сочинению канонов различных типов, способствовав развитию канонической композиции в XVII веке в Риме. Он писал загадочные и полиморфные каноны, каноны с basso continuo, а также особенно гордился канонами по obblighi (предварительно установленные ограничения) и канонами sopra le vocali di più parole («на гласные нескольких слов») — типом, который он утверждал, что изобрёл. Одним из таких канонов был канон на текст LUDOVICUS, Rex defensor omnium Christianorum для 36 голосов в девяти хорах, который получил текст Sanctus и был изображён на фронтисписе Musurgia universalis (1650) Афанасием Кирхером, что способствовало его известности.
Микели был активным полемистом, постоянно бросая вызов коллегам-композиторам и хвалясь своими способностями. Он участвовал в спорах между Марко Скаччи, Паулем Зифертом и Каспаром Фёрстером, публикуя полемические трактаты и защищая свои новаторские каноны.
Избранные произведения
Сакральная музыка:
- Psalmi ad officium Vesperarum (Псалмы для вечерни), 3 голоса, орган, книга I (1610)
- Musica vaga et artificiosa (Изысканная и искусная музыка) (1615)
- Salmi per i Vesperi (Псалмы для вечерни), 3 голоса, basso continuo, книга II, op.3 (1615)
- Compieta (Повечерие), 6 голосов, basso continuo, op.4 (1616)
- Madrigale (Мадригал), 6 голосов, в каноне (1621)
- Dialogus annuntiationis BVM (Диалог Благовещения Пресвятой Богородицы), 20 голосов (1625)
- Specimina musices magis reconditas (Образцы более скрытой музыки), op.5 (1633)
- Vivit Deus: canones super plurium verborum vocalibus (Бог жив: каноны на гласные нескольких слов) (1644)
- Canoni musicali composti sopra le vocali di più parole (Музыкальные каноны на гласные нескольких слов) (1645)
- Canone musicale, 4vv, ad honore della concettione della BVM (Музыкальный канон, 4 голоса, в честь Зачатия Пресвятой Богородицы) (1650)
- In honore del nome di Giesu e di Maria, canone musicale, 5vv (В честь имени Иисуса и Марии, музыкальный канон, 5 голосов) (1652)
- Hic finis: (non) plus ultra … canon super vocalibus, 12vv in 3 choirs (Здесь конец: (не) больше ничего… канон на гласные, 12 голосов в 3 хорах) (1655)
- Virtutes theologales (Теологические добродетели) (1658)
Полемические трактаты:
- Alli molt’illustri … musici della Cappella di N.S. (К многим выдающимся музыкантам Капеллы Господней) (1618)
- All’illustri & eccellentissimi signori … Francesco Soriano … et Gironimo Frescobaldo (К выдающимся господам … Франческо Сориано и Джиронимо Фрескобальдо) (1619)
- All’illustrissimo … Sig. Cardinal Borghese: 10 obligationes (Его Превосходительству Кардиналу Боргезе: 10 обязательств) (1619)
- Certezza d’artificii musicali (Достоверность музыкальных приёмов) (1621)
- Virtuoso manifesto sopra li più dotti studi della musica (Манифест виртуоза о самых учёных музыкальных исследованиях) (1624)
- Virtuoso aviso sopra li più dotti studi della musica (Известие виртуоза о самых учёных музыкальных исследованиях) (1633)
- Virtuoso avviso … sopra la nuova, e facile maniera d’imparare à cantare (Известие виртуоза о новом и лёгком способе обучения пению) (1636)
- Virtuoso, et publico invito, che si fà alli … musici di questa città di Napoli (Виртуоз и публичное приглашение для музыкантов города Неаполя) (1636)
- Virtuosa risposta … alla virtuosa curiosità d’un musico peritissimo in Roma (Виртуозный ответ на виртуозное любопытство выдающегося музыканта в Риме) (1645)
- Virtuosa, e publica esperienza, che si fà in Roma, nell’insegnare di cantare in breve tempo (Виртуозный и публичный опыт, проведённый в Риме по обучению пению за короткое время) (1647)
- Avviso di una virtuosa, e publica esperienza, che s’è fatta in Roma nell’insegnare di cantare in breve tempo (Известие о виртуозном и публичном опыте, проведённом в Риме по обучению пению за короткое время) (1647)
- Avviso inviato … col foglio reale del canone musicale ‘Fons signatus’ (Известие, отправленное вместе с подлинным экземпляром музыкального канона «Fons signatus») (1650)
- Alli peritissimi signori musici compositori d’Italia (Мастерам-музыкантам и композиторам Италии) (около 1659)