Михаэль, Тобиас
1592 - 1657

Назад

Тобиас Михаэль (Tobias Michael) - немецкий композитор

  • Родился 13 июня 1592 г. - Дрезден.
  • Умер 26 июня 1657 г. - Лейпциг.

Второй сын Роджера Михаэля. Он был учеником своего отца. В 1601 году стал солистом Дрезденской хороводной капеллы и, таким образом, также обучался у Андреаса Петермана, певчего хора мальчиков. 8 мая 1609 года он был принят в Шульпфорту, школу выборщиков близ Наумбурга, которая специализировалась на музыке и гуманитарных науках, и примерно в то же время вместе со своим братом Кристианом поступил в Лейпцигский университет. С 1613 по 1618 год он изучал теологию и философию в Виттенбергском университете и незадолго до отъезда основал collegium musicum practicum. В 1619 году графы Шварцбург и Хоэнштайн назначили его капельмейстером Новой кирхи в Зондерсхаузене, Тюрингия. Когда пожар уничтожил и замок, и церковь, он на несколько лет остался в Зондерсхаузене в качестве чиновника в правительственных учреждениях. После смерти Шейна 19 ноября 1630 года он подал заявление о том, чтобы стать его преемником на посту кантора церкви Томаскирхе в Лейпциге. Он был избран 29 декабря, его назначение было подтверждено 26 апреля 1631 года, и он вступил в должность 2 июня. Из его письма в городской совет Лейпцига в 1633 году (напечатанного в журнале La Mara) можно узнать кое-что о его обязанностях преподавателя в школе Томаса и о трудностях, с которыми он столкнулся, пытаясь поддерживать высокие стандарты работы хора во время Тридцатилетней войны. Он поддержал Марко Скакки в его споре с Полом Сифертом, и его письмо по этому поводу было напечатано Скакки в его Judicium cribri musici (ок.1649). Он поддерживал дружеские отношения с несколькими другими музыкантами и учеными, в том числе с Шейдтом, и время от времени писал произведения для общественных деятелей и университетских деятелей Лейпцига; в 1650 году были опубликованы три работы, посвященные официальному окончанию войны. На его похоронах, состоявшихся 30 июня 1657 года, Мартин Гейер, профессор теологии Лейпцигского университета и проповедник в церкви Томаскирхе, произнес речь, а также заупокойная служба включала в себя написанную Михаэлем незадолго до этого работу "Christliche Gedanken" ("В тоске и небытии"). Главными достижениями Михаэля как композитора являются два тома "Musicalische Seelenlust" (1634-1677), написанные под влиянием итальянских образцов. Первый том состоит из 30 песнопений для пяти голосов и продолжений немецких библейских текстов, которые в своей "необыкновенно восхитительной мадригальской манере" явно напоминают отрывки из "Израильтянина Брюнлейна" Шейна (1623). Второй том содержит 50 различных итальянских духовных концертов: первые 12 состоят из трех сольных концертов для сопрано, альта, тенора и баса, следующие 12 - из трех дуэтных концертов для сопрано, альтов, теноров и басов, а последние 26 - из концертов для различных сольных голосов с инструментами-облигато, некоторые с симфониями и ритурнелями. В предисловии ко второму тому содержится полезная информация об исполнительской практике, особенно об украшении голосовых партий: в связи с этим Михаэль заявил, что, насколько это было возможно, он следовал методу Капсбергера. Он добавил отдельные декорированные партии, которые певец мог использовать или брать за образец. Стиль и приемы в его концертах в некоторой степени заимствованы у Михаэля Преториуса, например, в контрасте между сольными и хоровыми голосами, а также в использовании контрастных темповых и динамических характеристик.

Ноты сочинений Тобиаса Михаэля на сайте библиотеки IMSLP