Михаэль, Рогир
1552 - 1619

Назад

Рогир Михаэль (Rogier Michael) - немецкий композитор и певец голландского происхождения

  • Родился около 1552 г. - Монс или Берген-оп-Зом.
  • Умер после 25 января 1619 г. - Дрезден.

Его отец был тенором в венской хофкапелле, где Роже стал певчим хора. В 1564 году он был переведен в главную капеллу эрцгерцога Карла II в Граце, где капельмейстером был сначала Йоханнес де Клеве, а затем Аннибале Падовано, и где с 1567 года мальчиков обучал Якоб де Брук. В 1569 году он получил трехлетнюю стипендию и, возможно, учился в Италии. С 1572 по 1574 год он был тенором в хофкапелле маркграфа Георга Фридриха фон Бранденбург-Ансбаха в Ансбахе, затем перешел в хофкапелле Дрездена в качестве певца и музыканта. Он оставался там до самой своей смерти, прослужив четырем выборщикам в течение этого 45-летнего периода. С 12 декабря 1587 года он был гофкапельмейстером, но из-за усиливающейся болезни с 1613 года ему помогал Михаэль Преториус, а затем Шютц, который был назначен его преемником в 1619 году. Помимо его сыновей Тобиаса, Кристиана и Сэмюэля Михаэля, среди его учеников был Шейн (с 1599 по 1603 год). В основе своей поздний голландский стиль его музыки, несомненно, был в какой-то степени изменен благодаря контакту с более современной итальянской музыкой через его учителей в Вене и Граце, его резиденцию в Дрездене и, если он бывал там, его опыт в Италии. Итальянское влияние отчетливо прослеживается в "Introitus dominicorum dierum ac praecipuorum festorum" (1603), сборнике из 52 пятичастных мотетов, 49 из которых написаны им самим и по одному Андреа Габриэли, Лассусом и Падовано. Ни один из мотетов не основан на cantus firmus, и в его песнопениях сочетаются элементы мадригала, что создает простые мелодии и много гомофонии. С исторической точки зрения, более значимым является сборник хоралов Михаэля (1593). Поместив мелодию в декант, как это сделал Лукас Осиандер в своей коллекции 1586 года, он попытался объединить ощущение типа мелодии, соответствующего выступающей верхней части, с полифоническим стилем более старого типа хоральных постановок времен Лютера, представленного работой Иоганна Вальтера.. Еще более важными являются две его священные истории, написанные в 1602 году, - "Смерть Иисуса Христа" и "Рождение Господа нашего Иисуса Христа". Они схожи по оформлению: декламационный тон Евангелиста не сопровождается аккомпанементом (в первом случае он основан на Canticum Mariae, во втором - на Canticum Simeonis), турбы и партии отдельных персонажей написаны на два-четыре голоса, а произведения обрамлены экзорциумом и заключение для шести голосов, а также магнификат и Nunc dimittis для четырех и пяти голосов соответственно, с тонами псалма, используемыми в качестве cantus firmi в деканте. Эти две работы представляют собой интересное звено в дрезденской традиции священной истории, связывающее работы предшественников Михаэля, Маттеуса Ле Местра и Антонио Сканделло, и его преемника Шютца. Вероятно, его последняя работа, пятичастный псалом "Тоска по эллину и Фриде дер Зелен" (1623), показывает, что он оставался верен традициям prima prattica и избегал современных стилей и техник.

Ноты сочинений Рогира Михаэля на сайте библиотеки IMSLP