Михаэль, Тобиас
1592 - 1657

Назад

Michael, Tobias

  • Дата рождения: 13 июня 1592
  • Место рождения: Дрезден
  • Дата смерти: 26 июня 1657
  • Место смерти: Лейпциг

Биография

Тобиас Михаэль — немецкий композитор, второй сын Рогира Михаэля. Первоначальное музыкальное образование он получил у своего отца, капельмейстера дрезденской капеллы. В 1601 году был принят в хор Дрезденской придворной капеллы как дискант, где также обучался у Андреаса Петерманна, наставника певчих мальчиков.

8 мая 1609 года поступил в Шульпфорту — известную школу вблизи Наумбурга, где углублённо изучали музыку и гуманитарные науки. В том же году вместе с братом Кристианом он был зачислен в Лейпцигский университет. С 1613 по 1618 год обучался богословию и философии в университете Виттенберга, где вскоре основал Collegium musicum practicum.

В 1619 году Михаэль был назначен капельмейстером в Новой церкви Зондерсхаузена графами Шварцбург-Хонштайнскими. После разрушительного пожара, уничтожившего замок и церковь, он несколько лет работал в местных административных органах.

После смерти Иоганна Германа Шайна (1630) Михаэль подал заявку на должность кантора Томаскирхе в Лейпциге. Его кандидатура была утверждена 29 декабря 1630 года, и официально он вступил в должность 2 июня 1631 года. Период его службы совпал с тяжёлыми годами Тридцатилетней войны, что осложняло работу хора. В письме 1633 года к городскому совету Лейпцига он жаловался на трудности, связанные с обучением и поддержанием уровня певчих.

Тобиас Михаэль поддерживал тесные контакты с ведущими музыкантами своего времени: Иоганном Германом Шейдтом, Марко Скацци и другими. Он встал на сторону Скацци в его полемике с Паулем Зиффертом, о чём свидетельствует письмо, опубликованное в трактате Judicium cribri musici (около 1649).

Михаэль активно участвовал в музыкальной жизни Лейпцига, писал произведения к важным городским и университетским событиям. После его смерти 30 июня 1657 года состоялись торжественные похороны, где прозвучало духовное сочинение самого Михаэля Christliche Gedanken (In Angst und Noth) (Христианские размышления [В тревоге и нужде]).

Творчество

Главное наследие Тобиаса Михаэля связано с его двумя сборниками духовной музыки Musicalische Seelenlust (Музыкальная отрада для души) (1634–1637), которые стали важным вкладом в развитие немецкой протестантской музыки.

Первый том — Musicalischer Seelenlust, erster Theil (Музыкальная отрада для души, часть первая) включает 30 мотетов для пяти голосов с бассо континуо на тексты из Библии. Эти произведения написаны в стиле, близком к мадригалу, и напоминают Israelis Brünlein (Источник Израиля) (1623) Иоганна Германа Шайна.

Второй том — Musicalischer Seelen-Lust, ander Theil (Музыкальная отрада для души, часть вторая) содержит 50 духовных концертов в итальянской манере. Среди них — сольные концерты для каждого регистра голоса, дуэты для однородных голосов, а также концерты для различных составов с участием инструментов. В предисловии к этому сборнику Михаэль подробно рассуждает о вокальной орнаментации, отмечая, что следовал примеру Джироламо Капсбергера.

Его музыка отличается сочетанием немецкой протестантской традиции с современными итальянскими тенденциями: контрастом соло и хора, изменениями темпа и динамики. В ней чувствуется влияние Михаэля Преториуса, особенно в построении многоголосных концертов.

Произведения

Духовные сочинения:

  • Musicalischer Seelenlust, erster Theil (Музыкальная отрада для души, часть первая) (1634–1635) — 30 мотетов для 5 голосов и бассо континуо.
  • Musicalischer Seelen-Lust, ander Theil (Музыкальная отрада для души, часть вторая) (1637) — 50 духовных концертов для различных голосов и инструментов.
  • Хоралы в Cantional (Канционал) Иоганна Германа Шайна (1645).
  • Хоралы в Seraphischer Engels-Chor (Серафический ангельский хор) Иоганна Френцеля (1652).
  • Две духовные песни в 10 andächtige Bussgesänge (10 благоговейных покаянных песнопений) Френцеля (1650).

Музыка к торжественным случаям:

  • Der 127. Psalm (Wo der Herr nicht das Haus bauet) (Псалом 127 [Если Господь не созиждет дома]) — свадебное духовное концертное произведение (1635).
  • Klaglied (Siehe, der Gerechte kömpt) (Плач [Се, праведник грядёт]) — траурное сочинение на смерть Сусанны Эйринг (1635).
  • Aller frommen Christen Ruhe (Покой всех благочестивых христиан) — траурное произведение (1647).
  • Christliche Gedanken (In Angst und Noth) (Христианские размышления [В тревоге и нужде]) — духовное сочинение, исполненное на его похоронах (1657).

Утерянные произведения:

  • Komm, mein Freund (Melos novis honoribus) (Приди, мой друг [Песнь в честь новых почестей]) (1617).
  • Ich liege und schlafe (Ewige Seelen-Ruhe) (Я лежу и сплю [Вечный покой души]) (1631).
  • Applausus musico gratulatorius (Музыкальные аплодисменты-поздравления) (1641).
  • Glückwünschungs-Gesang (Поздравительная песнь) (1646).
  • Gottes Güte, Huld und Treu (Божья благость, милость и верность) (1648).
  • Три немецких мотета (1650), посвящённых окончанию войны.

Наследие Тобиаса Михаэля занимает значительное место в истории немецкой духовной музыки XVII века, являясь важным звеном между творчеством Шайна и Иоганна Себастьяна Баха, который через несколько десятилетий занял должность кантора в Томаскирхе.

Ноты сочинений Тобиаса Михаэля на сайте библиотеки IMSLP