Михаэль, Тобиас
1592 - 1657
Назад
Michael, Tobias

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Тобиас Михаэль — немецкий композитор, второй сын Рогира Михаэля. Первоначальное музыкальное образование он получил у своего отца, капельмейстера дрезденской капеллы. В 1601 году был принят в хор Дрезденской придворной капеллы как дискант, где также обучался у Андреаса Петерманна, наставника певчих мальчиков.
8 мая 1609 года поступил в Шульпфорту — известную школу вблизи Наумбурга, где углублённо изучали музыку и гуманитарные науки. В том же году вместе с братом Кристианом он был зачислен в Лейпцигский университет. С 1613 по 1618 год обучался богословию и философии в университете Виттенберга, где вскоре основал Collegium musicum practicum.
В 1619 году Михаэль был назначен капельмейстером в Новой церкви Зондерсхаузена графами Шварцбург-Хонштайнскими. После разрушительного пожара, уничтожившего замок и церковь, он несколько лет работал в местных административных органах.
После смерти Иоганна Германа Шайна (1630) Михаэль подал заявку на должность кантора Томаскирхе в Лейпциге. Его кандидатура была утверждена 29 декабря 1630 года, и официально он вступил в должность 2 июня 1631 года. Период его службы совпал с тяжёлыми годами Тридцатилетней войны, что осложняло работу хора. В письме 1633 года к городскому совету Лейпцига он жаловался на трудности, связанные с обучением и поддержанием уровня певчих.
Тобиас Михаэль поддерживал тесные контакты с ведущими музыкантами своего времени: Иоганном Германом Шейдтом, Марко Скацци и другими. Он встал на сторону Скацци в его полемике с Паулем Зиффертом, о чём свидетельствует письмо, опубликованное в трактате Judicium cribri musici (около 1649).
Михаэль активно участвовал в музыкальной жизни Лейпцига, писал произведения к важным городским и университетским событиям. После его смерти 30 июня 1657 года состоялись торжественные похороны, где прозвучало духовное сочинение самого Михаэля Christliche Gedanken (In Angst und Noth) (Христианские размышления [В тревоге и нужде]).
Главное наследие Тобиаса Михаэля связано с его двумя сборниками духовной музыки Musicalische Seelenlust (Музыкальная отрада для души) (1634–1637), которые стали важным вкладом в развитие немецкой протестантской музыки.
Первый том — Musicalischer Seelenlust, erster Theil (Музыкальная отрада для души, часть первая) включает 30 мотетов для пяти голосов с бассо континуо на тексты из Библии. Эти произведения написаны в стиле, близком к мадригалу, и напоминают Israelis Brünlein (Источник Израиля) (1623) Иоганна Германа Шайна.
Второй том — Musicalischer Seelen-Lust, ander Theil (Музыкальная отрада для души, часть вторая) содержит 50 духовных концертов в итальянской манере. Среди них — сольные концерты для каждого регистра голоса, дуэты для однородных голосов, а также концерты для различных составов с участием инструментов. В предисловии к этому сборнику Михаэль подробно рассуждает о вокальной орнаментации, отмечая, что следовал примеру Джироламо Капсбергера.
Его музыка отличается сочетанием немецкой протестантской традиции с современными итальянскими тенденциями: контрастом соло и хора, изменениями темпа и динамики. В ней чувствуется влияние Михаэля Преториуса, особенно в построении многоголосных концертов.
Духовные сочинения:
Музыка к торжественным случаям:
Утерянные произведения:
Наследие Тобиаса Михаэля занимает значительное место в истории немецкой духовной музыки XVII века, являясь важным звеном между творчеством Шайна и Иоганна Себастьяна Баха, который через несколько десятилетий занял должность кантора в Томаскирхе.
Ноты сочинений Тобиаса Михаэля на сайте библиотеки IMSLP