Мича, Франтишек Антонин
1694 - 1744

Назад

Míča, František Antonín

  • Дата рождения: 5 сентября 1694
  • Место рождения: Требич, Чешские земли
  • Дата смерти: 15 февраля 1744
  • Место смерти: Яромержице-над-Рокитной, Чешские земли

Биография

Франтишек Антонин (Вацлав) Мича был чешским композитором и дирижёром. Он происходил из музыкальной семьи: его отец, Микулаш Ондржей Мича (1659–1729), был органистом и в детстве перевёз сына в Яромержице, где служил при дворе графа Квестенберга.

В 1711 году Франтишек был направлен в Вену, где, будучи пажом графа, получил музыкальное образование. С 1722 года он занимал должности камердинера и капельмейстера придворного оркестра графа. В этой должности Мича руководил исполнением оперных произведений Антонио Кальдары, Франческо Бартоломео Конти, Иоганна Маттиаса Конти, Доменико Натале Сарро, Леонардо Винчи, Леонардо Лео, Иоганна Адольфа Хассе и других. Нередко он вносил собственные вставки и адаптации в постановки, а также сам часто исполнял теноровые партии.

Творчество

Музыкальное наследие Мичи охватывает период с 1723 по 1738 годы. Его стиль близок к позднему барочному оперному языку Антонио Кальдары. Увертюры (синфонии) его светских кантат и единственной сохранившейся оперы принадлежат к итальянскому типу и имеют трёхчастную структуру: быстро – медленно – быстро. Первые части (allegro) содержат элементы предклассической сонатной формы.

Композитору приписывалась Sinfonia in D (Симфония ре мажор, Прага, 1946), однако стилистический анализ доказал, что это сочинение принадлежит его племяннику Франтишеку Адаму Миче, хотя подтверждений немного.

Мича считается одним из первых чешских композиторов, которые писали оперы на чешском языке, стремясь соединить местные традиции с итальянской оперной культурой.

Произведения

Драматические сочинения:

  • L’origine di Jaromeriz in Moravia (Происхождение Яромержице в Моравии, опера, либретто на итальянском языке Н. Блинони; на чешском – А.Ф. Дубравиус; на немецком – Г. Радемин), с двумя интермедиями (Бонлини), премьера – декабрь 1730, Яромержице; партитура хранится в Вене.
  • Другие интермедии, арии, оперы (некоторые на чешском языке), балеты (1723–1738), не сохранились.

Вокальные сочинения:

  • Кантаты для солистов, хора и инструментов: Bellezza e decoro (Красота и благопристойность, либретто Д. Блинони), исполнена 17 января 1729; Nel giorno natalizio (В день Рождества), 1732; Der glorreiche Nahmen Adami (Прославленное имя Адама, либретто Я. Желивского), 24 декабря 1734; переработка опубликована как Quatuor elementa (Четыре стихии, Прага, 1960, второе издание – 1966); Operosa terni colossi moles (Трудоёмкая громада тройного колосса, либретто Я. Желивского), 23–24 декабря 1735.

Пасхальные оратории (сеполькри), для солистов, хора и инструментов (некоторые исполнялись также в Брно и Оломоуце; музыка утрачена, сохранились только либретто):

  • Abgesungene Betrachtungen (Пропетые размышления), 11 апреля 1727
  • Krátké rozjímání (Краткие размышления, либретто А.Ф. Дубравиуса), 26 марта 1728
  • Obviněná nevinnost (Обвинённая невинность, либретто А.Ф. Дубравиуса), 15 апреля 1729
  • Öfterer Anstoss (Частое побуждение, либретто А.Ф. Дубравиуса), 7 апреля 1730
  • Die heilige Helena (Святая Елена), 1733