Метру, Николя
1610 - 1663

Назад

Métru, Nicolas

  • Дата рождения: ок. 1610
  • Место рождения: Бар-сюр-Об
  • Дата смерти: после 1663
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Николя Метру был французским композитором, органистом, учителем и музыкальным издателем. К 1631 году он уже жил в Париже и упоминался как «maître compositeur de musique» (мастер-композитор музыки). В 1642 году он занимал должность органиста церкви Сен-Николя-де-Шан. Метру пользовался высокой репутацией как педагог: в 1643 году Ганте упомянул «Винсента, Метру и Массэ, трёх самых известных учителей в Париже», добавив, что Метру был maître de musique (маэстро музыки) при иезуитах.

Согласно документу 1692 года (Mémoire des compositeurs), подтверждённому Ля Бордом, вместе с Роберде и Жиго Метру был одним из учителей Жана-Батиста Люлли. Он также пытался заняться музыкальным издательством: 21 июня 1633 года ему было официально разрешено «печатать, продавать и распространять через любого печатника или книготорговца любую музыку, которую он создал или создаст в будущем». Для этого он заключил соглашение с печатником Пьером Балларом, который тогда имел монополию на музыкальное издание и использовал своё влияние для подавления конкурентов. 7 апреля 1635 года Баллар добился отмены привилегии Метру; однако решение от 3 июля 1635 года обязывало его печатать все работы Метру с того момента и «предоставлять по 100 экземпляров» каждой работы.

Первая известная музыка Метру появилась в 1628 году, сразу после взятия Ла-Рошели; она была посвящена этому событию и исполнялась перед Людовиком XIII. В 1632 году он был достаточно известен, чтобы автор La Philomèle séraphique переработал некоторые его эры, а также произведения Гедрона и других композиторов, в сакральные песни.

Творчество

Двухголосные фантазии для виол написаны в живом ритмическом стиле шансон с чётким ощущением тональности. Третья книга эров включает произведения в честь свадьбы Людовика XIV, состоявшейся за несколько месяцев до публикации. В целом книги эров и мессы примечательны точной подачей текста и мелодической изящностью; однако произведения третьей книги теряют эти качества — обилие пунктирных ритмов и коротких ритмических значений близко к инструментальной музыке.

Произведения

  • Recueil des vers du Sr. G. de Baïf, mis en musique par N. Métru, chantez en l'alégresse de l'heureux retour du roy (Сборник стихов сэра Ж. де Бэ, положенных на музыку Н. Метру, исполненных в радости счастливого возвращения короля), 4–5 голосов (Париж, 1628)
  • Fantaisies (Фантазии), 2 виолы (Париж, 1642)
  • Premier livre d'airs (Первая книга эров), 4 голоса (Париж, ок. 1646), утрачена
  • Deuxième livre d’airs (Вторая книга эров), 4–5 голосов (Париж, 1646)
  • Troisième livre d'airs (Третья книга эров), 4 голоса (Париж, 1661)
  • Missa ad imitationem moduli Brevis oratio (Месса по образцу мотета Brevis oratio), 4 голоса (Париж, 1663)
  • Contrafacta (Контафакты), 1632

Ноты сочинений Николя Метру на сайте библиотеки IMSLP