Металло, Грамматио
1539 - 1615

Назад

Metallo, Grammatio

  • Дата рождения: 1539 или 1540
  • Место рождения: Бисачча, близ Неаполя
  • Дата смерти: после 1615
  • Место смерти: возможно Венеция

Биография

Грамматио Металло был итальянским композитором, родившимся в Бисачча неподалёку от Неаполя. Его родное место известно по посвящению его второй книги Canzoni (Канцоны, 1577). Вероятно, он обучался у Джовантомазо Чимелло в Неаполе. В 1582 году он безуспешно участвовал в конкурсе на должность маэстро ди капелла кафедрального собора Аквилеи. Согласно Фетису, титульная страница его ныне утраченных Canzoni alla napolitana (Канцоны по-неаполитански, 1594) утверждала, что он тогда был маэстро ди капелла собора в Бассано.

До 1602 года он путешествовал по Святой земле, на Крит и в Египет. Как указано в его позднейших публикациях, многие мотеты были написаны во время этих путешествий. На Крите он был некоторое время заключённым; в Египте, по словам посвящения его Primo libro de motetti (Первый сборник мотетов, подписанного в Александрии 15 сентября 1601 года), он был «обнажён, подвергнут пыткам и разорён».

2 февраля 1602 года он завершил сборник Magnificat в Каире и вернулся в Венецию в том же году, чтобы занять пост маэстро ди капелла при церкви Сан-Маркуола, который занимал до 1610 года. Его портрет в издании Ricercari 1614 года указывает возраст 74 года, а по сведениям из Musica vaga et artificiosa Романо Микели он всё ещё жил в Венеции в 1615 году.

Творчество

Металло преимущественно сочинял лёгкую музыку и инструментальные произведения в ранние годы; позднее полностью посвятил себя церковной музыке. Судя по количеству переизданий, Ricercari (Рикеркарии) были его самым популярным изданием. Каждый рикеркарий содержит текстовый начальный мотив; на титульной странице указано, что произведения «для пения и игры», а начальные слова — это пословицы, которые должны быть дополнены исполнителями. Металло особенно умел в композиции канонов; Микели настолько восхищался его мастерством, что добавил партии к 15 канонам в Musica vaga et artificiosa, сборнике контрапунктистских изысков. Его духовная музыка довольно консервативна и напоминает стиль, принятый в Риме того времени, а не более прогрессивную венецианскую церковную музыку.

Произведения

  • Il secondo libro de canzoni … con una moresca, 3, 4 голоса (Неаполь, 1577) (Второй сборник канцон … с мореской)
  • Villanelle alla napolitana con una moresca, 3 голоса (Венеция, 1592) (Вилянеллы по-неаполитански с мореской)
  • Canzoni alla napolitana con 2 canzoni alla francese per sonare, 4, 5 голоса (Венеция, 1594), утрачено, 13 произведений переложено для органа (Канцоны по-неаполитански с двумя французскими канцонами для исполнения)
  • Messe comodissime, libro sesto, 4 равных голоса (Венеция, 1602) (Мессы удобнейшие, шестая книга)
  • Il primo libro di motetti … con una messa, 3, 4 голоса (Венеция, 1602) (Первый сборник мотетов … с одной мессой)
  • Ricercari per sonare et cantare, 2 голоса (Венеция, 1603) (Рикеркарии для исполнения и пения)
  • Magnificat con le 4 antifone, hymno et un motetto con diversi canoni, 4, 5 голоса (Венеция, 1603) (Magnificat с четырьмя антифонами, гимном и мотетом с различными канонами)
  • Motetti, 6 голосов, с Magnificat, мессой и мотетами, 8 голосов, второй сборник (Венеция, 1604) (Мотеты, с Magnificat, мессой и мотетами)
  • Messe con 2 motetti, 5 голосов, basso continuo, орган, опус 17 (Венеция, 1610) (Мессы с двумя мотетами)
  • Motetti con una Magnificat, 5, 10 голосов, basso continuo, орган, опус 18 (Венеция, 1610) (Мотеты с Magnificat)
  • Motetti, per tutte le solennità dell’anno con una Regina coeli, 4, 8 голосов, опусы 19, 20 (Венеция, 1610) (Мотеты ко всем праздникам года с Regina coeli)
  • Messa, motetti et un Magnificat … et un circolo musicale, 5, 6 голосов, опус 21 (Венеция, 1611) (Месса, мотеты и Magnificat … и музыкальный круг)
  • Epistola, introiti, offertorii, passii, improperii, et messa per la settimana santa, 4 голоса, опус 24 (Венеция, 1613) (Епистола, интроиты, оффертории, пассии, импроверии и месса на Страстную неделю)
  • Motetti, Magnificat et madrigali spirituali, 3 голоса, basso continuo, опус 25 (Венеция, 1613) (Мотеты, Magnificat и духовные мадригалы)
  • Motet: Sanctus Dominus, канон, 3 голоса (Мотет: Sanctus Dominus)
  • 19 вилянелл, 3 голоса (1590) (Вилянеллы)
  • 15 канонов (1615), с добавленными партиями Микели (Каноны)
  • 1 канон в El melopeo y maestro (Неаполь, 1613) (Канон)

Ноты сочинений Грамматио Металло на сайте библиотеки IMSLP