Металло, Грамматио
1539 - 1615
Назад
Metallo, Grammatio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Грамматио Металло был итальянским композитором, родившимся в Бисачча неподалёку от Неаполя. Его родное место известно по посвящению его второй книги Canzoni (Канцоны, 1577). Вероятно, он обучался у Джовантомазо Чимелло в Неаполе. В 1582 году он безуспешно участвовал в конкурсе на должность маэстро ди капелла кафедрального собора Аквилеи. Согласно Фетису, титульная страница его ныне утраченных Canzoni alla napolitana (Канцоны по-неаполитански, 1594) утверждала, что он тогда был маэстро ди капелла собора в Бассано.
До 1602 года он путешествовал по Святой земле, на Крит и в Египет. Как указано в его позднейших публикациях, многие мотеты были написаны во время этих путешествий. На Крите он был некоторое время заключённым; в Египте, по словам посвящения его Primo libro de motetti (Первый сборник мотетов, подписанного в Александрии 15 сентября 1601 года), он был «обнажён, подвергнут пыткам и разорён».
2 февраля 1602 года он завершил сборник Magnificat в Каире и вернулся в Венецию в том же году, чтобы занять пост маэстро ди капелла при церкви Сан-Маркуола, который занимал до 1610 года. Его портрет в издании Ricercari 1614 года указывает возраст 74 года, а по сведениям из Musica vaga et artificiosa Романо Микели он всё ещё жил в Венеции в 1615 году.
Металло преимущественно сочинял лёгкую музыку и инструментальные произведения в ранние годы; позднее полностью посвятил себя церковной музыке. Судя по количеству переизданий, Ricercari (Рикеркарии) были его самым популярным изданием. Каждый рикеркарий содержит текстовый начальный мотив; на титульной странице указано, что произведения «для пения и игры», а начальные слова — это пословицы, которые должны быть дополнены исполнителями. Металло особенно умел в композиции канонов; Микели настолько восхищался его мастерством, что добавил партии к 15 канонам в Musica vaga et artificiosa, сборнике контрапунктистских изысков. Его духовная музыка довольно консервативна и напоминает стиль, принятый в Риме того времени, а не более прогрессивную венецианскую церковную музыку.
Ноты сочинений Грамматио Металло на сайте библиотеки IMSLP